Византинизм, Кирилло-Мефодиево наследие и Крещение Руси

Византинизм, Кирилло-Мефодиево наследие и Крещение Руси

Проблема Кирилло-Мефодиева наследства - это в значительной степени проблема отношения славян к византинизму, пробле­ма исторического выбора славянских народов. Она впервые встала перед ними во всей остроте как исторический императив 1100 лет назад, причем одновременно, в поразительной синх­ронности, в рамках всего славянского мира. 863 год - начало миссии свв.братьев в Великую Моравию, 865-й - крещение Болгарии, между 864 и 866 гг. - первое крещение Руси, 869 год - крещение сербов.

И если не касаться истории братских славянских народов - где также можно найти удивительные аналогии - и ограничиться истори­ческим опытом Руси, то мы увидим, что в переломные моменты ее бытия, на крутых головокружительных виражах каждый раз неизбеж­но вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии. Так было через 100 лет после кончины св.Мефодия, когда киевский князь Владимир оказался на распутье, перед вы­бором вер, легендарное сообщение о котором отвечает глубокой внутренней правде. Так было во время мощного подъема Московского государства, в период Флорентийского собора, когда нашему церков­ному и государственному руководству нужно было самому решить вопрос о том, куда идти дальше, и оно приняло решение, отвергнув унию, и в противовес Константинопольской Матери-Церкви осталось верным византийскому наследию. В середине XYII века - переломного века в истории России - проблема отношения к византинизму раско­лола русское общество: его часть, абсолютизировавшая национальный религиозный опыт и противопоставившая его опыту вселенской Цер­кви, уклонилась в раскол. Враждебная византинизму утилитарист­ская эпоха Петра, казалось, привела Россию к окончательному разрыву с прошлым. Но этого не случилось. Свв.Паисий Величковский, Тихон Задонский, Серафим Саровский и великий святитель Русской Земли Филарет Московский явили собой вехи нашего возвра­щения к традиционным духовным ценностям.

Источник: игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. Сборник статей. - М., 1992.


24 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.