Троицкий синодик. Архимандрит Афанасий (Федоров, † 1831)

В середине XVIII в. в Троицком монастыре зародилось одно из самых известных и значимых учебных заведений России в области иконописания – Иконописная школа при Московской духовной академии. Вначале это была еще не школа, а класс иконописи при семинарии, учрежденной в Лавре в 1742 г. Фактически такой класс был открыт спустя 4 года. В него было набрано несколько учащихся семинарии, позже к ним были присоединены крестьянские мальчики из лаврской вотчины.

С 1764 г. начался период, который явился переломным в жизни всей Русской Церкви. Упразднение монастырских вотчин и учреждение штатов коренным образом изменило многие внутрицерковные взаимоотношения. Семинария, а вместе с ней и иконописный класс, содержавшиеся на счет сумм лаврских, должны были, по отобрании у монастырей имений, лишиться всех средств к содержанию. Только благодаря влиянию митр. Платона (Левшина, † 1812) при дворе Троицкая семинария вместе с иконописным классом при ней была сохранена от закрытия. Содержание учеников в этот период сильно ухудшилось. Обучение вернулось к средневековым методам, когда одному иконописцу поручалось несколько учеников, которые, работая рядом с мастером, в меру своей наблюдательности и трудолюбия, постепенно осваивали ремесло. Но ученики эти были мало востребованы, да и своей профессиональной подготовкой были мало довольны.

С XIX в. иконописной школой-мастерской при Троице-Сергиевой Лавре руководил иером. Афанасий (Федоров), ставший в 1818 г. наместником Лавры и знавший искусство иконописания. К сожалению, сведения о его жизни крайне скудны. Историки сообщают, что некоторое время он лично «практически руководил занимающихся этим мастерством, но потом предоставил художников самим себе». Школа в то время была совсем небольшой, она насчитывала несколько штатных человек, трудящихся для монастыря. По скудости жалования качество работ живописцев мастерской было невысоким, иконы их письма пользовались малым спросом. В силу всех перечисленных причин школа широкого развития не имела.

Отцу наместнику становилось все труднее управлять монастырем, так как его силы быстро слабели, здоровье ухудшалось. 23 февраля / 8 марта 1831 г. архим. Афанасий почил о Господе и был погребен за алтарной апсидой Духовской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Новым наместником Лавры был назначен архим. Антоний (Медведев, † 1877). Руководивший обителью более 40 лет, он приложил немало усилий к устроению в Лавре иконописной школы, как полноценного учебного заведения. Такая школа, наконец, была открыта в 1846 г.


8 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.