Священное Писание учит нас, что Царствие Божие, т.е. возможные для ограниченной природы человеческой истинная радость, истинное блаженство, истинное счастье, достигаются и приобретаются нами только через скорби.
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14), – говорится в слове Божием. И Господь наш Иисус Христос, принявший для спасения нашего образ раба, и Сам восприял Свою вечную славу у Отца, и нам отверз райские двери через Крест – страдания, быв послушным Отцу Своему даже до смерти и смерти крестной (ср. Флп. 2, 7-9).
И Пресвятая Дева, Пречистая Матерь Господа нашего, Радость всех скорбящих, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов, не путем ли великих скорбей шла к Своей неизреченной славе?
Не жизнь для себя, не погоня за мелким личным благом, но только жизнь ради Господа и ради ближних, крест, самоотвержение, самоотречение ведут к истинной радости, к истинному счастью, к истинному блаженству, к жизни вечной. Да и счастье, понимаемое в нашем обыденном, житейском смысле, счастье естественной любви, счастье семейной жизни – не зиждется ли всецело также на самоотречении, не состоит ли также не в жизни для себя, а в жизни для других? Не говорят ли люди, что человеческая любовь, дающая земное счастье, есть страдание? Однако же из-за этого мимолетного счастья не готов ли бывает человек принести всевозможные жертвы, претерпеть всевозможные лишения?
Не претерпит ли тем более всякие скорби истинный христианин из-за тех неизглаголанных радостей, которые уготованы любящим Господа? И что, в самом деле, может быть выше того блаженства и того счастья, которые приобретаются через истинное самоотречение, имеющее источником своим ту высокую цель, чтобы жить всецело для Христа, единой истинной нашей Радости, носить Его в своем сердце и в Нем одном полагать все свое утешение? Идите, дорогие, сквозь тесные врата, как и сказал Господь, так как тесным путем лучше идти, полезнее, правильнее, ибо он ведет к истинному счастью, истинному блаженству – ведет к вечной жизни (см. Лк. 7, 14).
А есть врата, которые ведут не к жизни, а к вечной смерти. Это путь диавола, богоборца-сатаны, путь непокорства, гордости, противления Богу.
– И зачем я только живу на свете? – говаривал молодой юноша. – То не делай, то не говори, того не смей есть, ибо сейчас пост, на улице не гуляй с девочками, в кафе, ресторан, на танцы, пляски не ходи, ибо нет пользы. То не ешь, на другое не смотри, третьего не касайся. Ну зачем же жить тогда? Ведь я молодой человек, я жить хочу, наслаждаться всем, что дает жизнь...
– Ну хорошо, – ответил более опытный друг молодому человеку, – живи так, как только тебе хочется, как вздумается, бери все от жизни, спеши жить. Но не слишком ли это будет эгоистично и подло?
Жить и наслаждаться, все испытать, всего быть достойным, да отвергать все законы: общественные, нравственные, божественные, быть умником и мудрее всех на свете – не слишком ли это будет безумно, дерзко, а главное – опасно, гибельно? Да, дорога к истинному счастью лежит через земное несчастье и только через несчастье, т.е. скорби, лишения, добровольные и невольные унижения. Иного пути к подлинному счастью нет. И если враг спасения предлагает иной путь – путь сытости, самости, грубого эгоизма, невоздержания, то не стоит завидовать тем, кто пойдет за ним по этому пути, ибо конец его – погибель (см. Мф. 7, 13).
Источник: Тихон (Агриков), архим. Чтобы душа проснулась. М.: Духовное преображение, 2013. – С. 56–60.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра