Одним из близких учеников преподобного Сергия Радонежского был монах Роман. Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века. Мы не имеем точных сведений о месте и времени его рождения, но церковное предание сохранило память о том, что с юных лет сердце отрока загорелось любовью ко Христу и стремлением к монашеству. Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа в число братии обители. Проста и скудна была жизнь пустынников. Зачастую не хватало свечей и вина для богослужения. Братия служили при свете березовых или сосновых лучин. Богослужебные книги, по свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, писались тогда в обители на бересте из-за недостатка средств. Случалось, что насельникам пустыни вместе с игуменом приходилось по несколько дней ничего не вкушать, поскольку устав обители запрещал собирать милостыню по окрестным селениям. Слабейшие роптали на своего преподобного авву, но он мудро увещевал их предавать себя терпению, как учителю жизни. По молитве святого игумена Сергия Господь скоро посылал щедрых жертвователей в монастырь, где бедность была истинным духовным сокровищем.
Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудость и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в Промысл Божий,углубляли доверие к своему духовному отцу.
По всей вероятности, во второй половине XIV века, 1 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы и памяти преподобного Романа Сладкопевца, ученик великого Сергия принял монашеский постриг в честь святого Сладкопевца. Не исключено, что выбор святого покровителя объяснялся музыкальными способностями Романа. После принятия ангельского чина для новоначального подвижника пост и молитвенное делание стали правилом всей его последующей жизни.
Как большинство русских обителей XIV века, Сергиева пустынь первоначально была своекоштной, или особножитной. Игумен был общим руководителем для всей братии, монахи вместе молились, собираясь в церкви, но в отношении пищи, одежды, жилья они были совершенно самостоятельны. По благословению святителя Московского Алексия, после получения письменного пожелания Константинопольского Патриарха Филофея, в 1354 году, преподобный Сергий ввел в монастыре общежительный устав. Строгость восточного устава вызвала недовольный ропот многих братий. Некоторые тайком уходили из обители. В то же время вернулся из Москвы старший брат преподобного Сергия, Стефан. Ропот несогласных нашел у него поддержку тем более, что Стефана внезапно охватила мысль о своем первоначалии в обители. Однажды в субботу, во время вечерней службы, когда преподобный Сергий в алтаре облачался, его брат стоял на левом клиросе. Заметив, что канонарх взял в руки книгу, Стефан сурово обратился к нему: «Кто дал тебе эту книгу? – Игумен дал ее мне, – смиренно ответил канонарх. – Кто игумен на этом месте? – с гневом возразил ему Стефан. – Не я ли первый пришел на это место?» Преподобный Сергий слышал из алтаря вспыльчивую речь брата, но спокойно провел службу, ничем не показывая своего огорчения. После окончания богослужения, не желая давать повод к соблазну, игумен Сергий тайно оставил монастырь.
Житие преподобного Сергия XV века, написанное Епифанием Премудрым и пересмотренное Пахомием Логофетом, повествует о том, что преподобный вышел из монастыря совершенно один. Однако источник XVII–XVIII века «Книга, глаголемая описание о российских святых» утверждает, что преподобный Сергий, уходя, взял с собой ученика своего Романа. Позднее свидетельство подкрепляется устойчивым устным преданием, согласно которому Сергий оставил обитель вдвоем с преданным учеником Романом.
После длительного перехода, пройдя около двадцати километров, игумен и его ученик сильно утомились. Роман почувствовал жажду и, не в силах долее терпеть, обратился к преподобному с просьбой помолиться Богу, чтобы Господь извел из близлежащей горы воду, как некогда Он извел воду из скалы по молитве пророка Божия Моисея. Видя горячую веру ученика, за послушание ему, преподобный Сергий взмолился ко Господу и ударил посохом по склону горы, из которой немедленно забил холодный источник целительной воды. Так возник знаменитый Гремячий ключ.
Покинув Троицкий монастырь, преподобный Сергий пришел к своему другу, игумену Махрищской обители Стефану, и попросил дать ему одного из братии в проводники по окрестным местам, дабы поставить новый монастырь. Преподобный Стефан избрал для своего друга и собеседника монаха Симона. Долго искали черноризцы, но нигде не успокаивалось сердце преподобного Сергия. Дойдя до берега быстроструйной реки Киржач, путники увидели высокий живописный холм, склоны которого покрывала пушистая зелень. Высокие вязы рядами спускались к прозрачным струям Киржача. Преподобный узнал духом место, которое искала его душа. Здесь и начал он строить новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая посетила впоследствии игумена Сергия в келии незадолго до его блаженной кончины.
В осиротевшем Троицком монастыре царило всевозрастающее смятение: насельники повсюду пытались отыскать своего первоигумена и старца. Один из них, зная о дружбе преподобных Сергия и Стефана, что на Махре, зашел в монастырь последнего и нечаянно узнал о местопребывании Троицкого игумена. От радости брат поспешил вернуться в свой монастырь, чтобы утешить остальных.
Узнав о новом месте подвигов аввы Сергия, к нему стали потихоньку переходить его ученики. Вначале подготовили кельи для жилья, затем пришло время для строительства самой церкви. Нет сомнений, что одним из верных помощников преподобного Сергия в устроении Киржачской обители был смиренный монах Роман, ставший ее наследным игуменом, независимо от того, пришел ли он вместе с учителем, либо ушел вслед за ним.
Получив благословение на строительство нового храма от митрополита Алексия, преподобный Сергий принялся за строительство церкви. Около четырех лет строилась Богородицкая обитель. Многие братия тотчас по велению сердца перешли в нее из Троицкого монастыря. Оставшиеся скорбели, лишившись мудрого духовного руководства, и соборно решили настоятельно просить святителя Алексия вернуть игумена Сергия в монастырь на Маковце. Известно, что старец-митрополит глубоко чтил преподобного. Сожалея о разорении Сергиевской обители, он с радостью откликнулся на мольбы монахов. Целое посольство из двух архимандритов святитель отправил в Благовещенский монастырь для возвращения в обитель Святой Троицы ее первоначальника. Вместо себя митрополит Алексий просил преподобного оставить в Киржачском монастыре самого искусного и верного из своих учеников. Прп. Сергий оставил вместо себя блаженного Романа.
Святитель Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан игумена Благовещенского Киржачского монастыря. Годом основания обители принято считать 1358-й. Так же, как в Троицкой обители, в Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав. Благовещенский монастырь с самого своего основания до упразднения в 1764 году оставался сродным Троице-Сергиевой обители. Воспитанный великим аввой Сергием на творениях святых отцов Церкви, преподобный Роман особо поощрял книжные занятия своей братии, которые приобщали ее к высшим знаниям духовной науки. В обители много читали, тщательно переписывали богослужебные книги и свято-отеческие труды. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рукописные книги Киржачского монастыря XIV века: Жития святых, Лествица преподобного Иоанна, Апокалипсис с толкованием святого Андрея Кесарийского и Требник с последованием пострижения в монашеский чин.
Киржачский игумен прошел опытно школу пустынножития, где внешний подвиг строгого поста и нищеты сочетался с глубокой внутренней молитвой и пламенной верой в помощь Божию. Высокая внутренняя жизнь ученика аввы Сергия сделала его духоносным учителем, к нему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро слышит прошения Своих верных рабов. Насельники Благовещенского Киржачского монастыря по молитвам своего игумена постепенно проходили нелегкие ступени монашеского искуса. Терпение, любовь и дар рассуждения помогали преподобному Роману ограждать учеников от излишней горячности и пробуждать их от холодной рассеянности. Сама внешность преподобного отражала глубокий духовный мир его внутренней жизни.
Много горестных и радостных событий протекло перед взором смиренного игумена Романа. Его ясная душа просила мира и упокоения в Боге. В день Благовещения Пресвятой Богородицы великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой Царицей Небесной о своей близкой кончине. Это побудило его вскоре передать в управление свой монастырь преподобному Никону, дабы в безмолвии предстать уже пред самим Господом. Несомненно, преподобному Роману стало известно об этом дивном событии от своего старца-игумена. Но сам он скончался в мире прежде своего учителя в день памяти святого мученика Каллиника 11 августа 1392 года.
Братия Благовещенской обители со многими молитвами и слезами погребли старца под диаконником монастырского храма, выстроенного трудами его великого аввы, преподобного Сергия, со своими преданными учениками.
Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра