В XVIII в. особой популярностью в церковной среде пользовались труды митр. Платона. Его имя было почитаемо не только в России. Ученые из Германии, Италии, Швейцарии и Франции вели переписку со святителем, желая лучше познакомиться с духовным состоянием России. Многие знаменитые писатели отзывались с уважением о достоинствах и заслугах русского иерарха. Даже ярый противник христианства Вольтер писал: «Греко-Российская Церковь имеет проповедника по имени Платон, такие сочиняющий проповеди, коих не постыдился бы признать своими и греческий Платон».
Как ни велика была слава, приобретенная владыкой Платоном, он никогда не прельщался ей, и когда родные и друзья указывали на нее, обыкновенно говорил:
– Услышу, что речет обо мне Господь Бог.
Он во всем оставался самим собой.
Прямодушие и чистосердечие были главными чертами митр. Платона. В людях он ценил те же черты. Его окружали по большей части люди неученые и простосердечные. С ними он молился и беседовал в старости своей.
Трогательно было видеть митрополита, радушно беседующего с братией. Одному он подавал совет, другого утешал в скорби. Долго наблюдая свет и людей, владыка хорошо изучил человеческое сердце и редко ошибался в своих заключениях.
С остроумием у митр. Платона неразлучна была проницательность. Как-то доложили владыке, что хомуты на его шестерке украдены, что ему нельзя выехать из Вифании, а потому испрашивалось его благословение на покупку хомутов. Митрополит дал распоряжение, чтобы в три часа по троекратному удару в вифанский колокол не только вся братия, но и все рабочие, даже живущие в слободках, собрались в церковь и ждали его. В четвертом часу доложили митрополиту, что все собрались. Выходит владыка. В храме уже полумрак, перед Царскими вратами, в приделе Лазаря, стоит аналой, и перед ним теплится единственная свеча. Иеромонах, приняв благословение владыки, начал чтение псалтири. Прочитав кафизму, он остановился, чтобы перевести дух, а с укрытого мраком Фавора раздается звучный архиерейский голос:
– Усердно ли молитесь?
– Усердно, Владыко.
– Все ли вы молитесь?
– Все молимся, Владыко.
– И вор молится?
– И я молюсь...
Испытывая сильное впечатление от окружающего и отрешившись мысленно от житейского, вор невольно проговорился. Им оказался кучер митрополита. Запираться было нельзя, и он указал место в овраге, где спрятал хомуты.
Л. Анисов
Источник: Л. Анисов. Отец московского духовенства. СТСЛ, 2009. – С. 221-225.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра