Глаголет Господь наш Пречистыми устами Своими во Святом Евангелии: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6:54), – вот великое приобретение от Причащения Святых Его Таин! И, напротив, Он же глаголет: «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6:53), – вот великая потеря от лишения Чаши Христовой! Знаю, многие скажут мне: «Я недостоин, я грешен и потому не дерзаю приступить к Причащению Божественных Таин». Хорошо ты говоришь, когда называешь себя грешником недостойным, ибо кто может быть совершенно достойным? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися Тебе, Царю славы!» – говорится в "Служебнике". Но худо ты делаешь, удаляя себя от Причащения, ибо написано в псалмах: «Удаляющиися от Тебе, Господи, погибнут» (Пс. 72:27).
Недостоинство наше бывает двух родов: недостоинство истинно кающихся и недостоинство неистинно кающихся. Истинно кающиеся удостаиваются Божественного Причащения во оставление грехов, по слову Христову: «Не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9:12). Неистинно кающиеся недостойны и Божественного Причащения, ибо написано: «Не дадите святая псом» (Мф. 7:6). Кто же это – неистинно кающийся? Это тот, кто утаивает свои грехи перед духовным отцом; или открывает их, но не жалеет о том, что их сделал; или хотя и сожалеет, но не имеет в сердце твердого намерения, не полагает крепкого обета больше не возвращаться к прежним грехам, а еще намерен и продолжать их: такой недостоин Св. Причащения и, если приступит, в суд себе ясти и пити будет! А кто истинно кается, жалеет о своих грехопадениях и полагает непременное намерение, в надежде на помощь Божию, всячески блюсти себя от грехов — такой по милосердию Божиему сподобляется Божественного Причащения, хотя бы был и весьма недостоин.
О преподобной Марии Египетской пишется в житии ее, что она была великой грешницей, что благодать Божия возбраняла ей даже войти в церковь Божию, о чем она потом сама рассказывала преподобному Зосиме. Но когда эта недостойная грешница положила в своем сердце пред иконой Пречистой Девы Богородицы твердое намерение и обещание не возвращаться больше ко греху, тотчас же не только могла войти свободно в церковь, но и в тот же день сподобилась Причащения Св. Таин Христовых.
Итак, никто не лишай себя Чаши Господней, только истинно покайся и положи в своем сердце завет не возвращаться к прежним грехам! Тогда – хотя бы ты и недостоин был – уповай на милосердие Божие, грехами всего рода человеческого непреодолимое, и приступай к Чаше Христовой, приступай со страхом, но и с надеждой на человеколюбие Божие, и будет тебе Св. Причащение во оставление грехов!
Не веришь мне в этом? Поверь неложным устам Самого Христа Спасителя нашего, Который говорит: «Приидите, ядите... во оставление грехов; пиите... во оставление грехов!» Если ты веруешь в Бога, то поверь и словам Божиим; если же не поверишь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь! Сам Бог глаголет: причастись Моей Чаши, а ты еще сомневаешься! Бог глаголет: будет тебе во оставление грехов, а ты не веришь, ты говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи без сомнения и с верой! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от Чаши Христовой. Бог не враг тебе, а Врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной Чаши? Лучше для тебя принять это духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства Его, впасть в еще более неисцелимые болезни греховные и погибнуть. Лучше для тебя отбросить страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, чем со страхом бежать от Него прочь и на стране далече питаться пищей свиней – греховными наслаждениями. Лучше тебе прибегнуть к милосердному своему Благодетелю, чем работать на врага и губителя своего, ибо пока ты пребываешь в грехах и не каешься, до тех пор ты работаешь врагу своему диаволу, до тех пор ты его раб и пленник!
А причастник Чаши Господней с Самим Христом сочетается, – так говорит Сам Господь наш: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:56). Слышишь ли это слово Господне, о человече? Нежели и после этого не веришь, не познаешь великой пользы от Св. Причащения? Если слову Христову не веришь, то кому же будешь верить? Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! Что выше этого? Что дороже? Что лучше?
Ведая это, будем, возлюбленные, чаще приступать к Чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя по мере сил наших от всякой скверны плоти и духа и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. Когда свв. апостолы Иаков и Иоанн просили у Христа, Царя славы: «Господи, даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей», Господь сказал им: «Можета ли пиши чашу, юже Аз пию? И они не отказались: она же реста Ему: можева» (Мк. 10:37–39). Кто хочет быть близ Христа? Кто желает стоять одесную Его во славе Его, егда приидет со Ангелы святыми? Не отказывайся от Чаши Его, не бегай Божественного Причащения Тела и Крови Его, вкушай Плоть Его, пей Кровь Его и будет тебе во оставление грехов, в приближение к Христу, в союз с Ним.
Только прежде положи начало истинному покаянию в сердце своем, положи не отлагая, сейчас, сию минуту, по слову Давидову: «Рех, ныне, начах!» (Пс. 76:31). Немедленно начну, не завтра, не послезавтра, но ныне, ныне же начну с помощью Божией! А Бог давно уже ждет твоего покаяния и рад тебе будет, и тотчас отверзет тебе двери милосердия Своего, удостоит тебя Чаши Своей, приблизит тебя во Царствии Своем и сподобит тебя славы Своей, которую получить да сподобимся и все мы. Аминь.
Из сочинений свт. Димитрия, митр. Ростовского
Источник: Троицкие листки: дух.-нр. чтение для народа. Т. 4. М.: Молодая гвардия, 2001.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра