Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, своего рода безвременье. Верили, что в эти дни на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной. Поэтому святки были насыщены обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощыо стремились обеспечить семейное благополучие, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от «нечистой силы».
В Рождественский, Крещенский сочельник, на Васильев день устраивались поминальные трапезы «для родителей» с кутьей, блинами, киселем, верили, что «родители» в благодарность за заботу могут помочь им во всех делах.
По своему характеру святочная обрядность четко делится на ритуальную и игровую. Ритуальная исполнялась от Рождества до Нового года: славили Христа, гадали об урожае. Вторая неделя святок была заполнена игрищами, ряжением, разыгрыванием на посиделках «народных драм», гаданиями о суженых, девичьими смотринами.
День Рождества повсеместно отмечался славлением Христа, во время которого небольшие группы «славельщиков» обходили крестьянские дворы с поздравлениями и пожеланиями благополучия:
Славите, славите,
Сами, люди, знаете,
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
С праздником поздравляю.
И вам того же желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!
Ближе к вечеру обход дворов завершали парни и девушки. Во главе процессии они несли звезду или вертеп. Вместо звезды иногда использовали фонарь, оклеенный картинками на тему рождения Христа. Хождение с фонарями и звездами было распространено повсеместно на всей территории расселения русского народа.
Христославелыциков принято было приглашать в избы. Там они пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественного раждает». После гимнов пересказывались рождественские события, прославлялись Христос и Мария, звучали поздравления с Рождеством.
Обход дворов с пением славы Христу вошел в народный быт из православной традиции. Вероятно, впервые он стал проводиться при царе Алексее Михайловиче. В народном сознании славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Иерусалимом.
В земледельческих районах рано утром Рождественского дня пастухи «обсевали» или «посевали» избы. С порога они поздравляли хозяев с праздником и бросали горсть зерна в подол хозяйке, приговаривая: «На живущих, на плодущих, третье — на здоровье! На полу теляток, под лавкой ягняток, на лавке ребяток!». Благодарные хозяева одаривали «славельщиков» хлебом, пирогами, колбасдми. иногда деньгами.
В русской деревне особо почитался святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии каппадокийской, день памяти которого приходился на период зимних праздников. Официально празднование Нового года 1 было установлено в 1699 году Указом Петра Первого. С того времени Васильев день рассматривался как главный праздник святочного периода.
Празднование Васильева дня имело много общего с празднованием Рождества и Крещения. В Васильев день собиралось особое обрядовое застолье, во время которого подавался целиком зажаренный поросенок, получивший название «кесаретского», поскольку Василий в народе считался покровителем свиней. Хозяин дома, раздавая угощение, обращался к святому Василию с просьбой о благополучии дома, хороших урожаях, плодовитости домашней скотины.
Самым ярким действием рождественских святок было колядование и связанный с ним обряд «кликать Овсень», «Таусень», которые представляли собой театральное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Обычно это происходило в ночь на Рождество. Васильев день. Крещение.
Собирались подростки, отдельно парни и девушки, молодые мужчины и женщины небольшими группами. Одного из них наряжали в вывороченную шубу, давали в руки палку и суму, куда складывали пряники, пироги, яйца. Колядующие пели под окнами изб величание хозяевам:
Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень no светлым вечером,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана вo дворе три терема стоят,
Первый терем — светлый месяц,
Второй терем — красно солнце,
Третий терем — частые звезды.
Что светел месяц — то Иван — хозяин,
Что красно солнце — то хозяюшка его,
Что часты звезды — то детки его.
Затем шли пожелании хозяйственного благополучия.
Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
Чтоб рожь родилась.
Из колоса — осьмина,
Из полузерна — пирог,
С топорища — долины,
С руковицу — ширины.
Коляда заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:
Hаш овсень,
Подовай совсем!
А не подашь на Новый год,
Еловый тебе гроб...
В прошлом существовало несколько сотен способов гадание: по звездам, месяцу, воде, снегу; с кольцами, зерном, квашней, блинами, ложками, курицей, петухом, овцами, зеркалом и свечами, и угольками; слушали лай собак, фырчание лошадей, разговоры под окнами; спрашивали имя у первого встречного, гадали у овина и внутри его, в бане, на улице, на перекрестках. Гадания на перекрестках и за околицей считались наиболее действенными — здесь стояли часовни и кресты.
Святки — время уличных забав, вечерок, ряжений. Рядились в вывороченную шубу, медведя, козу, быка, журавля, курицу. Повсеместно были распространены игры ряженых в «кобылку» («коня», «лошадь») и в «покойника». От времен Московского государства XVI—XVII вв. сохранились указы, запрещавшие «бесовскую кобылку водить». Однако игра была широко известна и в XlX-начале XX вв.
Газета «Маковец» (№ 1 от 19.01.2012)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра