Мы знаем, что у нас есть два новых года – 1 января и 14 января, 1 сентября – индикт и 1 марта раньше начинался новый год. И это путает людей.
История русского Православного Церковного календаря как одной из основных составляющих истории русской культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось начало нового года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный – с 1-го сентября.
В 1492 году (в 7000 году от сотворения мира) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием церковным. Два века новый год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит по обычаю святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: "Великому Государю нашему и детям его многая лета!" При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».
Посмотреть великолепие торжества новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.
Учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. В церковно-приходских школах учебный год стал начинаться с новолетия, впоследствии эта традиция распространилась на все другие учебные заведения и сохранилась по сегодняшний день.
Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т.е. 4 месяца.
В именном указе царь объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым: в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Петра Великого, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее – с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский, а не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Новолетие в Церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в Церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору Константину за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Император Константин Великий повелевал оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински – налога), который собирали 1 сентября по окончании уборки урожая. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином Великим взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к 1 сентября, а начинается праздником Пасхи. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 год) устранил разнобой в определении времени празднования Пасхи. Святые Отцы утвердили традицию Александрийской Церкви, согласно которой Пасху надлежало праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, который в эпоху Никейского собора приходился на 21 марта. Все расчеты велись в системе Юлианского календаря, являющегося одним из самых больших достижений античной науки. Уникальная простота (3 года по 365 суток и 1 високосный в 366) и сравнительная точность (ошибка в сутки накапливалась в течение 128 лет) сделали Юлианский календарь незаменимым инструментом для составления всех астрономический таблиц.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т.д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже, напротив, было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!" Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро – в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране" – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Таким образом, после революции получилось, что Церковь празднует церковное новолетие 1 сентября (14 сентября по новому стилю), где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется 1 января в Рождественском посту и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции. Русская Православная Церковь обычно совершает новогодний молебен дважды: к 1-му сентября как к началу нового церковного года (или индикта), и к 1-му января как к началу гражданского нового года.
Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год.
Смыслом богослужения в новолетие стало воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге.
30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):
«Привнесение службы "начала инди́́кта, си́́речь новаго лета", в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…»
По материалам из открытых источников
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра