Жизненная судьба о. Павла сложилась так, что его исследовательская работа и высказанные им основополагающие идеи о сохранении памятников церковного искусства, о сущности древнерусской иконописи реализовались в ряде теоретических работ в годы, трагические для Церкви в России и Троице-Сергиевой Лавры, в частности. В 1918 году принято Постановление о национализации Лавры. В конце марта 1919 года закрыта Московская духовная академия. 11 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей преп. Сергия. 11 ноября 1919 года монастырь был закрыт, монахи выселены из Лавры. 20 апреля 1920 года подписан декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры».
31 мая 1920 года опечатан Троицкий собор Лавры. Замолкли лаврские колокола. Закрытие храмов, скитов, изъятие церковной утвари, уничтожение икон, священных книг привело к разгрому многовекового уклада церковной жизни*.
Глобальному разрушению памятников культуры противостояло создание в 1918 году Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В нее вошли истинные подвижники культуры, осознававшие историческое значение предстоявшей работы, — Ю.А. Олсуфьев, С.П. Мансуров, М.В. Шик, А.Н. Свирин, П.Н. Каптерев и среди них — П.А. Флоренский. Усилиями этих ученых были определены меры по спасению художественных ценностей, составлен Проект музея, проделана гигантская работа по инвентаризации, описанию икон, утвари, предметов церковного искусства. Обобщением научной работы Комиссии стал сборник «Троице-Сергиева Лавра» (подготовленный, но так и не вышедший из печати). Идейные устремления единомышленников отражены в статье Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Лавра рассматривается как единый целостный организм, воплотивший в себе религиозную идею как сущность России. Авторы сборника, в том числе и М.В. Шик (автор статьи «Колокольня и колокола»), основываясь на мыслях, высказанных Флоренским, реализовали в разных аспектах изложенное им понимание Лавры как живого Музея. Можно без преувеличения сказать, что труды Комиссии предопределили на многие годы сохранение памятников церковного искусства, утверждая их непреходящее художественное, а по своей сущности — религиозное значение. В своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств» о. Павел указал на единство всех сторон церковного богослужения, тем самым убеждая в необходимости сохранить Лавру в неприкосновенности как живой организм. К художественным средствам, образующим целостное единство, относятся такие виды церковного искусства, как архитектура, иконопись и фрески, шитьё церковной одежды (облачения и покровы), искусство огня, света и возжигания ладана, пластика обрядовых движений и хореография выходов священнослужителей, каждение храма и церковных процессий, сопровождаемых звоном, искусство распевного чтения и древнерусских распевов, искусство колокольного звона во всем его многообразии. Но ни одно из этих искусств не существует изолированно, все они взаимосвязаны, все подчинены литургическому назначению. Структура богослужения и пронизывающая его идея определяют и ритм, и темп, и взаимосвязь искусств, составляющих особенность каждой службы, входящей в цикл суточных, недельных и праздничных чинопоследований церковного года. Храмовое богослужение — всегда живой, молитвенный подвиг. И если он лишен духа молитвы — он превращается в недопустимое в храме лицедейство.
Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра