Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры

Внимание Флоренского-исследователя было привлече­но не только к изучению икон, крестов, панагий, к творче­ству Троицкого резчика XV века Амвросия. В архиве Фло­ренского сохранилось описание колоколов, названное «Оп­ределение звука Лаврских колоколов, произведенное 18—19 июня ст<арого> ст<иля> композитором Павлом Афанась­евичем Ипполитовым». Его приезд состоялся в 1919 году, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери*.

Кроме того, подобные описания встречаются в записной книжке П.А. Флоренского, помеченные 16 июня 1919 года.

Лаврская колокольня — не только венец архитектурного ансамбля Лавры. Единственная в мире по красоте формы, про­порциям, гармонически стройная, легкая, устремленная в вы­соту (88 м), она уникальна и как музыкальный инструмент, своего рода орган. Звучащие голоса его образуют группы ин­дивидуальных колоколов, подобранных по принципу хорового ансамбля.

ah0jatvns2kr4wnl9b.jpg

Наиболее впечатляющей была группа больших колоколов (самых низких по звуку), размещенная на 2-м ярусе коло­кольни. В нее входили [1]:

1. Царь — вес 4,025 п., число колебаний 489; перелит при императрице Елизавете в 1742 году из меньшего — в 3000 п., был самым большим звучащим колоколом России. Тон его — СИ большой октавы (с призвуком октавой ниже). «Тембр глуховатый. Из колоколов низшего яруса второй по чистоте», — отмечено в описании.

2. Карнаухий — вес 1275 п., 1850 колебаний; отлит в 1683 году. «Из тех же колоколов самый определенный по тону»; на полях описано «РЕ малой октавы».

1 - копия.jpg

2 - копия.jpg 
Страница из рукописи с записью звуков лаврских колоколов, 
произведенной П. А. Ипполитовым. Автограф П. А. Флоренского. 1919

3. Годунов (или Цареборисов, 1600 года) — 1850 п., 1275 колебаний; звучит «приблизительно ДО-ДИЕЗ и ЛЯ малой октавы. Из тех же колоколов — наименее определенный, в его тоне много «призвуков». [У К. К. Сараджева — СОЛЬ-БЕ­МОЛЬ большой октавы. — С. Т.].

Заметно отделяется от них:

4. Лебедок (Лебедь) — вес 625 пудов, более ранний дар Бориса Годунова (1600 года), «в момент удара звучит МИ- БЕМОЛЬ — после удара слышно верхнее СИ-БЕМОЛЬ, и все время слышно биение, происходящее от звучания совмест­но нижнего ДО и тона немного пониже (1/16 т.) ДО и повы­ше ДО (1/16 т.)», — дополняет на полях П. А. Ипполитов.

5. Переспор. «В него ударяют часы. Слышен двойной звук СОЛЬ и ДО-ДИЕЗ».

Семь средних колоколов объединены в группу клавишных (по способу извлечения звука). На полях приписано: «Звук от­крытый у всех клавишных». «Четыре брата», близкие по звуча­нию в малой октаве и 3 рожка, захватывающих 1-ю октаву:

6. «1-я клавиша. Двойной звук, звучит сразу нижняя тер­ция, ФА и ЛЯ-БЕМОЛЬ, причем оба тона немного, прибли­зительно 1/8 тона выше».

7. «2-я клавиша. Тон средний между ФА и ФА-ДИЕЗ».

8. «3-я клавиша. Чуть повыше ФА и малая терция вверх, но гул идет приблизительно выше».

9. 4-я клавиша. Тон средний между ФА и ФА-ДИЕЗ и ЛЯ, много призвуков, фальшь».

Три рожка:

10. «Рушник, 5-я клавиша, СИ-БЕМОЛЬ с октавой вниз».

11. «6-я клавиша. МИ-БЕМОЛЬ».

12. «7-я клавиша. Между МИ и ФА, чуть повыше МИ.

Характерными по звуку выделяются колокола:

13. «Вожак — он же Панихидный», звучит «между ДО и ДО-ДИЕЗ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ » ( минорное трезвучие).

14. «Безпутный — направо от Вожака. Трезвучие: МИ- БЕМОЛЬ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ».

15. «Скоморох» — налево от Вожака. Двойной звук: РЕ- БЕМОЛЬ и ФА.

16—26. Далее следуют «Часовые колокола, числом де­сять [и зазвонные. — С. Т.]. К ним подобраны были камерто­ны, оставшиеся после Архиепископа Никона. Но потом один из колоколов разбился и повешен на верхнем ярусе колоколь­ни, это РЕ ДИЕЗ, и заменен неудачным колоколом МИ- БЕМОЛЬ. Колокола настроены гаммой: МИ-БЕМОЛЬ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ, ДО, МИ- БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ, ФА, СОЛЬ+ФА. Замененный колокол очень мало, на 1/16 тона отличается от 7-го». Любо­пытна приписка Ипполитова: «5-й колокол при движении вверх звучит почти на СИ, при обратном движении — звучит как СИ БЕМОЛЬ». «Пять кимвалов [группа малых. — С. Т.].

27.1-й кимвал. СОЛЬ-БЕМОЛЬ.

28.2 -й кимвал. Между СОЛЬ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

29.3 -й кимвал. Чуть пониже СИ.

30.4 -и кимвал. МИ-БЕМОЛЬ, чуть повыше, и к нему звучит сильная терция ДО.

31. 5-й кимвал, такой же, как последний, чуть пониже, менее чем на 1/4 тона».

Флоренский записал и мнемоническую присказку сле­пого звонаря Сережи: «Для запоминания звона:

Архи — мандрит

Нам о — ставил

Сорок восемь

Колко — лов.

1919.V.12».

В таблицу колоколов Лавры не вошел наиболее древний колокол «Колокол чудотворцев», висевший в притворе храма преп. Никона: дан «во обитель преподобного отца нашего Сер­гия при настоятельстве отца нашего Никона игумена в лето 6928/1420. Благовест в него в понедельник, в среду и пяток, отлит в лето благочестивого великого князя Василия Дмитрие­вича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси» [2].

Записи Флоренского и Ипполитова содержат, как отме­чалось, определение преобладающего звука колокола и неко­торых ближайших призвуков. Основной тон завуалирован призвуками (негармоническими обертонами), а нередко является смешанным, недостаточно определенным (особенно у низких по звуку колоколов).

3 - копия.jpg 
Мнемоническая присказка лаврского звонаря, 
записанная рукой П. А. Флоренского 12 мая 1919 года

Специфика звукового спектра колоколов заметно отли­чается от акустической шкалы гармонических обертонов, воз­никающих как натуральный ряд при делении, например, натя­нутой струны. Конфигурация колокола, его вес, размеры и тол­щина стенок предопределяют спектр звуковых колебаний (в разных частях колокола), влияют на высоту основного тона и наличие смешанных гармонических и негармонических обер­тонов. Звуковой спектр их обогащает тембровое звучание ко­локола диссонирующими интервалами (дополнительные секун­ды, полутоны), отличается неординарной шкалой призвуков, характеризующей звуковую индивидуальность каждого коло­кола [3].

Описание лаврских колоколов П.А. Флоренским и П.А. Ипполитовым исторически ценно как описание памят­ников колокольного искусства, частично утраченных в 1930-е годы [4].


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.


Примечания

* Сведения о П.А. Ипполитове, найденные по просьбе Сергея Зосимовича в архиве Малого театра Е.В. Дуловой, сохранились в подготовитель­ных материалах и приводятся здесь с небольшой редакционной правкой. (При­меч. сост.)

Ипполитов Павел Афанасьевич. Заведующий музыкальной частью, хормейстер, дирижер, заслуженный артист РСФСР. Сочинения: опера «Два мира» (до 1915 года); Увертюра на русские темы для большого симфонического оркестра (исполнялась в Москве в 1915—1918 годах, в 1916 году — в Ростове); Сюита для большого симфонического оркестра (исполнялась в 1915 — 1918 го­дах в Москве); музыка к драматическим произведениям — «Посадник», «Со­бака садовника», «Ричард III», «Женитьба Фигаро», «Кромвель», «Недо­росль», «Юлий Цезарь», «Лево руля», «Альбина-лягушка», «Огненный мост», «Бойцы», «Соло на флейте», «Трактирщица», «Вьюга».

Родился 3.VII. 1889 года в Москве. Отец — машинист железной дороги, мать — домашняя хозяйка, 5 человек детей. В 1897 году поступил во

2-е городское Хамовническое училище, учился 2 года, после чего родители от­дали в специальную хоровую школу с интернатом. В 1909 году поступил в кон­серваторию по классу композиции. В 1910—1912 годах работал преподавателем музыкально-теоретических предметов в Русском хоровом обществе. С 1912 по 1918 год преподавал хоровое пение в 1-м Серпуховском женском городском учи­лище. В 1913 году провел один месяц в Италии и Австрии с общеобразователь­ной целью.

С 1918 по 1947 год работал в Малом театре. В 1920—1924 годах преподавал одновременно в консерватории, в 1928—1933 — преподавал музы­кально-теоретические предметы в Центральном техникуме театрального искус­ства.

Скончался 12.IX.1947 года.

[1] В перечислении колоколов сохраняется последовательность, установ­ленная в приводимом описании, цитаты из которого заключены в кавычки. (При­меч. сост.)

[2] Шик М.В. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева Лавра. <Сборник>. 1919. С. 150.

[3] Замечательный пример подбора колоколов, согласующихся по вы­сотным, обертоновым и тембровым признакам представляет звонница Ростовс­кого кремля. Старые ростовские звоны сохранились и воспроизводятся по за­писям о. Аристарха Израилева (конец XIX века).

[4] В 1920-е годы выдающимся музыкантом-звонарем К.К. Сараджевым был составлен список звуковых индивидуальностей больших колоколов ко­локолен Москвы и Троице-Сергиевой Лавры (см.: Благовещенская Л.Д. Зву­ковые спектры московских колоколов // Памятники культуры. Новые откры­тия. - М., 1977. С. 35).



2 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.