Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
Когда прошли сорок дней, предписанные Законом Моисея для очищения матери новорожденного (ср.: Лев 12,2-4), Пресвятая Богородица [1] и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, дабы Он предстал пред Господом. По Закону всякий первенец мужского пола по праву принадлежал Господу (см.: Исх 13, 15) и посвящался Ему в Храме. Чтобы произвести символический выкуп младенца, в Храм жертвовали годовалого агнца или, если семья была бедной, пару горлиц и голубиц (см.: Лев 12,8).
Господь неба и земли, Законодатель народа Своего, Израиля, пришел не для разрушения, но для исполнения Закона (см.: Мф 5, 17). Он воспринял нашу природу, ставшую смертной из-за грехопадения прародителей. Он восстановил ее Своим приходом в мир и выполнением заповедей Закона. Господь, Источник всякого богатства и всякой милости, сделался смиреннейшим и беднейшим из нас. Он подчинился Закону, который Сам дал нам и который мы не переставали нарушать. Господь показал нам, что путь примирения с Богом лежит через послушание.
На восьмой день Он предоставил Свою плоть для обрезания. А затем, хотя ни Господь, ни Его Пречистая Матерь не нуждались в очищении, дождался в Вифлееме положенного срока. В Храме Своей славы Он предстал в том теле, которое принял, чтобы оно стало новым совершенным Храмом Его Божества. Неприступный и непостижимый Бог согласился быть выкупленным за приношения бедняков — голубиц и горлиц, символов чистоты, мира и невинности, которые Он и даровал нам Своим пришествием. По преданию, в Храме их принял первосвященник Захария, отец св. Иоанна Предтечи. Неожиданно он отвел Богородицу на место, предназначенное для дев [2].
Именно тогда в Храм вошел старец по имени Симеон [3]. Праведный и благочестивый исполнитель заповедей Божиих, он многие годы ждал исполнения пророчества, внушенного ему Святым Духом. Ему было обещано, что он не умрет, не увидев Христа Господня. Тогда старец, воплощение надежды Израиля, протянул руки, чтобы принять Младенца. Держа Его на руках, будто на троне херувимском, Симеон благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи Мои спасение Твое (Лк 2,29). Завет Израилев, отмененный пришествием Христа, и Закон, являвшийся тенью будущего, попросили устами Симеона о том, чтобы им удалиться перед светом благодати. Старец, видя Спасителя и прикасаясь к Тому, о Ком столько веков возвещали праведники и пророки, доверчиво попросил Бога освободить его от оков плоти и тления, чтобы дать место вечной юности Церкви. Так он торжественно возвестил об упразднении прообразов Ветхого Завета и произнес последнее пророчество о Спасителе. Прав. Симеон предсказал Его Матери страдания и животворное Воскресение Христа, которые будут знамением разделения и повлекут за собой падение нечестивых и воскресение уверовавших в Него.
В Храме также находилась женщина по имени Анна, из колена Асирова, достигшая глубокой старости, известная всем, кто часто приходил в Храм. Оставшись вдовой после семи лет замужества, она служила Богу, ожидая прихода Спасителя в посте и молитве. Она тоже подошла к Младенцу и прославила Бога, возвещая всем освобождение Израиля.
Услышав эти откровения и возмутившись тем, что первосвященник поместил Марию среди дев, присутствовавшие в Храме фарисеи пошли к царю Ироду. Он понял, что этот ребенок и есть тот новый царь, о котором ему поведали волхвы, пришедшие за звездой с Востока. Царь немедля послал воинов убить Младенца. Но Мария и Иосиф, заранее извещенные об этом умысле, покинули город и бежали в Египет, ведомые Ангелом Божиим. Как говорит предание, они вернулись в Назарет Галилейский лишь через два года. Младенец-Бог рос в мире, ожидая нужного времени, чтобы начать Свое служение людям.
Праздник Сретения Господня с IV в. отмечался в Иерусалиме 14 февраля. Эта дата приходилась на сороковой день после Рождества, которое праздновалось 6 января. В 542 г. император Юстиниан повелел отмечать его в Константинополе. Так Сретение вошло в круг Господских праздников.
Источник: Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011
Примечания:
[1] Будучи Господским праздником, Сретение вместе с тем сохраняет характер и литургические особенности Богородичного праздника. Именно поэтому не отменяется празднование Воскресения, если этот праздник приходится на воскресенье, а если на постный день (среду или пятницу), то разрешается вкушать на трапезе рыбу.
[2] Эти сведения, отсутствующие в Евангелии от Луки, попали в Синак сари из апокрифической литературы. См. статью о св. Захарии под 5 сентября.
[3] См. его память под 3 февраля.
Тропарь праздника, глас 1:
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.
Кондак праздника, глас 1:
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.
15 февраля 2017