Святая Церковь воспоминает сегодня явление Господа ученикам в восьмой день по воскресении, чтобы уверить апостола Фому в истине этого воскресения. Когда в первый день воскресения Господь явился ученикам в отсутствие ап. Фомы и те сообщили ему, что Учитель жив и являлся им, Фома, пораженный этим сообщением, сказал, что поверит в это лишь тогда, когда своими руками осяжет гвоздинные язвы на Теле Господа. Господь пошел навстречу желанию Фомы и, явившись снова ученикам в восьмой день, предложил ап. Фоме осязанием ран на Его Теле убедиться в действительности воскресения Господа. Сомнения ума были побеждены очевидностью, и уверовавший Фома, радостный от разрешения сомнений, воскликнул с любовью и верой: «Господь мой и Бог мой!» Господь же в назидание ответил ему: «Ты поверил, потому что увидел; блаженны невидевшие и веровавшие»...
Мы живем в век критики и сомнений вообще во всех областях. В делах житейских, в предметах, подлежащих области разума, знания, взаимоотношений сомнение и критика необходимы: это — необходимое условие, без которого не достигнуть истины. Даже больше: жизнь так исполнена лукавства, что и при осторожности, при сомнении и критике можно подвергнуться обману со стороны людей злых, стремящихся достигнуть каких-либо своекорыстных целей. Так в вопросах жизни.
Но то же и в вопросах религии. И здесь бывают сомнения, которые необходимо уважать. Так, если человек усвоил веру только по преданию, по наслышке, не вдумываясь, то его долг, как разумно сознательного существа, спросить себя: почему он верит? Ведь Евангелие никому не навязывает убеждений, и Христос никогда не насиловал человеческой души; религиозные убеждения должны быть свободны и искренни. И чем серьезнее будут эти исследования, тем лучше для прочности веры: Евангелие имеет свои доказательства для всякого рода умов и для всяких состояний души; для одних оно проявляется в доказательствах, поражающих разум, у других оно касается сердца и совести, и когда таким образом обретена вера, когда таким образом достигнут душевный мир и уверенность в вечной жизни, тогда никакие богословы мира не смогут поколебать нашей веры...
Итак, сомнение может быть законно и исследование вопросов религиозных желательно. Но при этом важно, чтобы это сомнение исходило от искреннего желания узнать истину. Тогда оно явится залогом самой оживленной и деятельной веры, как это проявилось и у апостола Фомы.
При таком условии, при искреннем желании узнать истину ищите Бога, ищите серьезно и не только разумом, но непременно и совестью, и сердцем. Разум занимает свое подобающее ему место в религии. Но ведь ничто так неравномерно не распределено между людьми, как дарование ума; а между тем сердце и совесть являются для всех достаточно верными и прямыми путями для отыскания Бога. Этими путями все без изъятия могут притти ко Христу... Поэтому ищите Бога не холодным только разумом, который лишь исследует, критикует и решает; но со вниманием прислушивайтесь и к голосу вашего сердца, которое жаждет прощения, любви и мира, которое стремится к Богу во всех скорбях... Говорят совершенно верно, что нельзя согреться, только зная, из каких элементов состоит солнце и посредством каких законов оно озаряет нас, — для этого надо находиться под его благодатными лучами. То же самое происходит и с солнцем души: при благодатном озарении светом Христовым исчезнут все сомнения и укрепится вера.
Итак, ищите Бога, не бойтесь сомнений, лишь бы они исходили из серьезного желания найти истину; ищите Бога сердцем, внимайте голосу совести, подходите к Господу с сердечной мольбой об озарении, а главное, поступайте по правилам веры — творите дела, указываемые верой: вы верите, что Бог свят, — и ваша жизнь должна быть чиста; вы верите, что Бог есть любовь, — и вы должны проявлять в жизни любовь до самопожертвования. Исполняйте это, и вы увидите как ваша вера будет укрепляться и возрастать. Когда Христа спрашивали, что нужно делать, чтобы обрести жизнь вечную, Он отвечал: «Исполняйте заповеди»...
Вот при таких условиях, с таким настроением ищите Бога, отыскивайте истину. И тогда вы действительно «познаете истину, и истина сделает вас свободными» от ваших сомнений и недоумений, и вы, как апостол Фома, от души воскликнете с облегчением и радостью: «Господь мой и Бог мой!»
Митрополит Григорий (Чуков, 1870-1955), митрополит Ленинградский и Новгородский
28 апреля 1946 г.
Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд. МП РПЦ, 1946. № 6. – С. 24-26.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра