К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса «в честь и славу и в воспоминание славнаго Воскресения» Господа Иисуса Христа.
Под именем «артоса» разумеется хлеб с изображением на нем увенчанного тернием креста как знамения победы Христа над смертью или же с изображением Воскресения Христова. Самое слово «артос» — греческое и в переводе на русский язык означает «хлеб».
Историческое происхождение артоса следующее: апостолы, привыкнув вкушать трапезу с воскресшим Господом (Деян. 10:41), по Вознесении Его на небо и памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни» (Mф. 28:20), ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях, но не могли видеть Его плотскими очами.
Естественным выражением этой пламенной веры учеников в своего Учителя и желания иметь постоянное напоминание об Его пребывании с ними, было то, что приступая к трапезе, они оставляли не занятым то место, на котором восседал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, ученики поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!» Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране не находился, приступая к трапезе в обществе христиан, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с остальными прославлял воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Что было принято первыми учениками Евангелия от апостолов и совершалось ежедневно, то Отцы Церкви последующих веков применили к празднику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай.
Как у апостолов часть хлеба, полагаемая во время их собрания на месте, назначенном для Спасителя, напоминала им о воскресшем Христе, так, по намерению Святой Церкви, и в настоящее время артос, полагаемый во Святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить им таким же напоминанием невидимого присутствия с ними воскресшего Господа.
Таким образом, приготовляя артос, Святая Церковь подражает апостолам и напоминает этим священным хлебом о явлении апостолам воскресшего Господа.
Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освященный артос, просит Господа исцелить недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. Освящение артоса происходит в первый день Святой Пасхи, после Божественной литургии, раздробляется же и раздается он после Литургии субботы Светлой Седмицы.
Источник: Вечное / «L'Éternel» // Православный журнал. № 5. - Аньер (Франция), 1948. С. 7-8.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра