12 апреля Православная Церковь совершает память прп. Иоанна Лествичника, игум. Синайской горы. О происхождении святого почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 г. и был сыном свв. Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В 16 лет отрок пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем подвижника стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае св. Иоанн был пострижен в иночество. Присутствовавший при постриге авва Стратигий предсказал, что он станет великим светильником Церкви.
В течение 19-ти лет преподобный подвизался в послушании духовному отцу. После смерти аввы Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Об образе жизни великого монаха-аскета известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, – говорит он о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня».
Скрывая свои подвиги от людей, прп. Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял обителью. Господь наделил святого к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Игум. Иоанн оставил после себя замечательное эпистолярное наследие. Пожалуй, самый известный его труд – это «Лествица», написанная в ответ на письмо тезоименитому Раифскому игумену. Название книги имеет глубокий смысл. Ступени духовной лествицы добродетелей – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое постепенно может быть достигаемо, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
В преддверии Страстной седмицы, когда каждый православный христианин должен углубиться в себя и затвориться в клети своей души, чтобы побороть страсти, живущие в нас, мы предлагаем вашему вниманию краткое содержание одной из глав «Лествицы».
Слово 12. О лжи
В этой главе прп. Иоанн дает четкое описание этого порока. Указывает на причину и последствия, дает советы как бороться и с тем и с другим.
1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.
3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит «вся глаголющия лжу» (Пс. 5:7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?
6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.
12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра