Синаксарь Цветной Триоди. Вознесение Господне

Синаксарь Цветной Триоди. Вознесение Господне

Никифор Каллист Ксанфопул

В сей день, четверток шестой недели, считая от Пасхи, празднуем Вознесение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Стихи

Восседши по правую руку Отца, Ты, Слове, подаешь са­мую твердую веру ученикам.

Так как, пребывая с учениками еще до страдания, Господь дал им обетование о пришествии Всесвятого Духа в таких словах: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет» [1]; и еще: «Когда приидет Он, наставит вас на всякую истину [2]; посему после воскресения из мертвых Он являлся им в течение сорока дней не постоянно, но с промежутка­ми, ел с ними и пил и тем утверждал несомненность воскресения. Наконец, многое возвестивши о Царстве Божием, повелел им не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия Всесвятого Духа, так как им надлежало от Него креститься, ибо они первоначально были крещены от Иоанна только водою. (Хотя по позднейшему повествованию Епифания Кипрского, Иоанн Богослов крестил Богородицу, а также и Петр прочих апостолов.) Повелел же им оставаться в Иерусалиме для того, чтобы там сначала утвердилась евангельская проповедь, иначе, разой­дясь в разные места, они легко были бы заподозре­ны во лжи, кроме того им, как бы некоторым воинам, здесь надлежало запастись оружием Духа и таким-то образом выступить на борьбу с врагами Христа.

Когда же настало время вознесения, Он ведет их на гору Елеонскую (называется она так потому, что густо поросла масличными деревьями), и поведал им то, что будет в конце сей проповеди (о вознесении), а также о непостижимом Своем будущем Царствии. Заметив, что ученики хотят вопрошать Его о том, что их не касается, посылает к ним и бывшей тут же Пре­чистой Своей Матери Ангелов указать Его восход на небеса. Затем на подхватившем Его облаке поднялся из среды их на виду у них, сопровождаемый Ангела­ми, которые повелевали другим поднять небесные врата и ужасались кровавому цвету плоти Его. Он воссел одесную Отца, обожив плоть; и, дерзну ска­зать, Он привел ее в единение с божеством, ибо чрез нее мы освободились от древнего проклятия, которое было уничтожено. Ангелы, представши апостолам в виде человеческом, сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите в ужасе и смотрите на небо? Сей, Которого вы видите с плотию — Бога Иисуса, — опять так же, то есть с плотию, приидет, но не как прежде, в уничи­жении и тихо, а с великой славой, как теперь видите, в сопровождении Ангелов» [3]. Тогда апостолы, пере­став смотреть, возвратились с горы Елеонской, а она находится близко от Иерусалима, в расстоянии 2040 шагов. Это путь субботы, так как Моисеем в законе предписано именно столько шагов проходить в субботу. Поелику скиния свидения на столько именно шагов отстояла от стана иудейского, и, если кому хо­телось пройти туда поклониться, такое пространство, а не более, позволялось проходить, потому и назван такой путь субботним, некоторые поэтому думают, что и вознесение Христа произошло в субботу, но это не заслуживает доверия.

Апостолы, возвратившись, вошли в горницу, в кото­рой пребывали с женами-мироносицами и Матерью Слова и, ожидая сошествия Всесвятого Духа, по обе­тованию, упражнялись в посте, молитве и молении.

Вознесшийся во славе, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.


Синаксари Цветной и Постной Триодей. Перевод с греческого М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ин. 16, 7.

[2] Ин. 16, 13.

[3] Деян. 1, 11.


STSL.Ru


Теги: Синаксари
28 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.