Никифор Каллист Ксанфопул
В сей день, четверток шестой недели, считая от Пасхи, празднуем Вознесение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Стихи
Восседши по правую руку Отца, Ты, Слове, подаешь самую твердую веру ученикам.
Так как, пребывая с учениками еще до страдания, Господь дал им обетование о пришествии Всесвятого Духа в таких словах: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет» [1]; и еще: «Когда приидет Он, наставит вас на всякую истину [2]; посему после воскресения из мертвых Он являлся им в течение сорока дней не постоянно, но с промежутками, ел с ними и пил и тем утверждал несомненность воскресения. Наконец, многое возвестивши о Царстве Божием, повелел им не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия Всесвятого Духа, так как им надлежало от Него креститься, ибо они первоначально были крещены от Иоанна только водою. (Хотя по позднейшему повествованию Епифания Кипрского, Иоанн Богослов крестил Богородицу, а также и Петр прочих апостолов.) Повелел же им оставаться в Иерусалиме для того, чтобы там сначала утвердилась евангельская проповедь, иначе, разойдясь в разные места, они легко были бы заподозрены во лжи, кроме того им, как бы некоторым воинам, здесь надлежало запастись оружием Духа и таким-то образом выступить на борьбу с врагами Христа.
Когда же настало время вознесения, Он ведет их на гору Елеонскую (называется она так потому, что густо поросла масличными деревьями), и поведал им то, что будет в конце сей проповеди (о вознесении), а также о непостижимом Своем будущем Царствии. Заметив, что ученики хотят вопрошать Его о том, что их не касается, посылает к ним и бывшей тут же Пречистой Своей Матери Ангелов указать Его восход на небеса. Затем на подхватившем Его облаке поднялся из среды их на виду у них, сопровождаемый Ангелами, которые повелевали другим поднять небесные врата и ужасались кровавому цвету плоти Его. Он воссел одесную Отца, обожив плоть; и, дерзну сказать, Он привел ее в единение с божеством, ибо чрез нее мы освободились от древнего проклятия, которое было уничтожено. Ангелы, представши апостолам в виде человеческом, сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите в ужасе и смотрите на небо? Сей, Которого вы видите с плотию — Бога Иисуса, — опять так же, то есть с плотию, приидет, но не как прежде, в уничижении и тихо, а с великой славой, как теперь видите, в сопровождении Ангелов» [3]. Тогда апостолы, перестав смотреть, возвратились с горы Елеонской, а она находится близко от Иерусалима, в расстоянии 2040 шагов. Это путь субботы, так как Моисеем в законе предписано именно столько шагов проходить в субботу. Поелику скиния свидения на столько именно шагов отстояла от стана иудейского, и, если кому хотелось пройти туда поклониться, такое пространство, а не более, позволялось проходить, потому и назван такой путь субботним, некоторые поэтому думают, что и вознесение Христа произошло в субботу, но это не заслуживает доверия.
Апостолы, возвратившись, вошли в горницу, в которой пребывали с женами-мироносицами и Матерью Слова и, ожидая сошествия Всесвятого Духа, по обетованию, упражнялись в посте, молитве и молении.
Вознесшийся во славе, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Синаксари Цветной и Постной Триодей. Перевод с греческого М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ин. 16, 7.
[2] Ин. 16, 13.
[3] Деян. 1, 11.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра