Палатка пристроена к западной половине южной стены Троицкого собора. Она получила свое первое и собственное название от имени Серапиона, Архиепископа Новгородского, который скончался в Лавре 16 марта 1516 года, и над гробом которого она была поставлена. Вероятно, она поставлена в 1559 году, когда после обретения и погребения в новом гробе мощей Серапиона у могилы его начали твориться знамения, как говорится в его житии. В описи монастыря 1641 года упоминается о покровах кутняных и тафтяных, которые кладутся «на митрополитов, где Серапион чюдотворец», причем во множественном - «митрополитов»; кроме Митрополита Иоасафа, жившего на покое и скончавшегося в Троицком монастыре, разумеется еще Митрополит Феодосий, также скончавшийся у Троицы в октябре месяце 1476 года.
Вероятно, палатка с первого раза была сделана так, чтобы вмещать в себе не один гроб Серапиона, но и гробы митрополитов, то есть не маленькой, а более или менее просторной. Но первоначально она имела все-таки меньшие размеры, чем теперь, что видно из того, что архимандрит Дионисий, который лежит теперь в ней, был положен не в ней, а вне ее, против ее дверей (которые, следовательно, были первоначально на юг). Опись лавры 1768 года говорит, если не ошибается, о современной ей, крытой еще тесом, Серапионовской палатке, что она построена в 1700 году.
В 1783 году Митрополит Платон построил новую палатку на месте бывшей до него. В 1829 году крыша на палатке переделана под одну линию с папертью Троицкого собора на той стороне, с фронтоном под вид фронтов, что на Никоновской церкви, а восточная стенка ее, бывшая дотоле деревянною, заменена каменною. В 1853 году иконостас палатки был позолочен, а вообще, она получила благообразный вид, с богатым убранством, при наместнике Антонии (до которого она служила будто бы складом разной рухляди церковной).
В палатке находятся три устроенных Митрополитом Платоном надгробия, или надгробных памятника (раки, как говорят, употребляя слово в несобственном смысле), - над могилами лежащих в ней Архиепископа Серапиона, Митрополита Московского Иоасафа, скончавшегося в лавре 27 июля 1555 года, и архимандрита Дионисия, скончавшегося 10 мая 1633 года. От трех рак палатка, кроме Серапионовской, и называется еще палаткой трех мощей, причем второе название гораздо более употребительно, чем первое. Лежащие на раках изображения усопших не Платоновские, а позднейшие.
Также в палатке в отдельных ковчегах хранятся и другие святыни. Начало этому собранию было положено еще в дореволюционные времена. А. Н. Муравьев в 1850 году принес из Иерусалима кисть правой руки архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, пожертвованные им Свято-Троицкой Лавре и положенные по благословению святителя Филарета в Серапионовской палатке.
В конце 40-х годов XX века, когда Лавра после более чем двадцатилетнего запустения была возвращена Церкви, в отреставрированной Серапионовской палатке, кроме уже перечисленных святынь, появился ряд новых - возвращенных из музеев или сохраненных верующими из закрытых и разоренных обителей и храмов. Но доступ к этим святыням был практически закрыт для верующих по соображениям безопасности.
И до настоящего времени Серапионова палатка остается одним из самых труднодоступных мест Сергиевой Лавры.
Источник: Маркова Анна А. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: «Благовест», 2010.
28 мая 2019