О роли преподобного Сергия в истории русской государственности сказано очень много в предшествующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характеристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаменитой речи В. О. Ключевского, произнесенной им в Московской духовной академии во время празднования такой же юбилейной даты столетием ранее. Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в духовной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.
Троекратный крик младенца, еще находившегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встреченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, традиционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Троицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оцепенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу просфоры как дар овладения грамотой, постижения Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.
Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын Стефан, будущий просветитель пермской земли. Все они послужили духовному возрождению Руси.
Исключительную роль в духовном возрождении Руси сыграл именно преподобный Сергий Радонежский. Он не оставил никаких письменных поручений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.
Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Константинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий основал общежительный монастырь нестяжателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и характеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худости, все нищетно, все сиротинско».
В общежительном монастыре игумен работает «как раб купленный», заботясь о пропитании братии, быте монастыря, его строительстве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.
Ряд фактов позволяет оценить историческое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димитрия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяжении всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отходящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятельность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значение. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В. О. Ключевского, «самого упрямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.
Другим реальным результатом его деятельности является увеличение в это время монастырского строительства. Создание ряда монастырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены ученики преподобного, говорит о том, сколь большое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.
Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совместной молитвы, позволяет говорить о существовании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и позволила ему осуществить духовное возрождение русских людей.
Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь покрывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастился преподобный.
Икона «Святая Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым «в похвалу Сергию Радонежскому», позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподобного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении преподобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.
По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заключается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное возрождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвенного спасения родной земли. Отсюда – и Куликовская победа.
Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях татаро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице оставалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повседневный опыт руководства своими иноками преподобного.
Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».
Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный подвиг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Донского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.
Окружавшие преподобного Сергия Радонежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Заволжье, русский Север) духовное воздействие личности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри, в свою очередь, превратились в очаги интенсивной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.
Эпоху преподобного Сергия отличает исключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники которой, а может быть, и вся их совокупность должны быть вновь оценены в непосредственной связи с ее содержанием.
Примечательна (и требует своего осмысления в исторической перспективе) идея избранности Русской земли в качестве хранительницы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Божией Матери.
Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопонятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности облика преподобного и достигнутого им духовного величия. Именно в этом величии при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.
О. И. Подобедова
Источник: Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра