Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! Грехи наши разлучают нас с Богом, как говорит святой пророк (см.: Ис. 59:2). Эту истину ясно раскрывает нам евангельское повествование об исцелении Господом расслабленного в Капернауме.
Икона «Исцеление расслабленного». Капернаум, церковь Двенадцати апостолов
Когда Спаситель учил, возле Него собралось множество народа. И вот родственники или другие сострадательные люди принесли к Нему расслабленного, положенного на постель. Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владеющий членами и, кажется, лишенный языка. Видимо, он хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю и Чудотворцу. Святые евангелисты Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протиснуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр с больным прямо перед Господом.
Без всяких слов они выражали этим глубокую веру свою. Спаситель, говорит святитель Иоанн Златоуст, не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом или лишились его по причине болезни: «Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя». Он же согласился бьггь поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь. Подлинно, «ищущий находит и стучащему отворят» (Лк. 11:10).
Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу. И, видя веру их, сказал Иисус расслабленному, в сознании своих грехов, может бьггь, не дерзавшему и очей возвести к Целителю: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), которые так тревожат бедную душу твою. Вот наглядный пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание той истины, что молитва веры и в таинстве елеосвящения может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: «Молитва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15).
И, к общему изумлению, слово Спасителя влило живоносную силу в больного, ничем не владеющего, и расслабленный тотчас исполнил повеление Исцелителя: встал, взял постель свою и пошел в дом свой (см.: Мф. 9:7).
«Один Бог действительно дает прощение грехов, — рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. — За Его милосердием дело не станет, надо притом, чтобы не стало дело за нашею верою. Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? Дух выше плоти, благодать выше природы; а вера выше разума... Души носителей евангельского расслабленного, с одной стороны, верою стремились ко Христу, с другой — человеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного; и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился через их души на душу и тело болящего и душа расслабленного раскрылась для принятия благодати».
Почему расслабленный тотчас выздоровел, как только Иисус Христос простил ему грехи? Значит, наши болезни имеют тесную связь с грехами и происходят от них. В грехах — этих болезнях души — большею частью кроется причина и болезней телесных. Расслабление, паралич мог произойти от любострастия или от пьянства. Сердцеведец Господь видел скорбную душу больного, видел, что он больше страдал от сознания своих грехов, чем от телесного расслабления; поэтому прежде всего уничтожает причину болезни — прощает болящему его грехи, и он тотчас исцеляется.
Дорогие братия и сестры, каждый грех наш подвергает нас смертоносным болезням и другим бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло и, следовательно, естественно должен иметь вредные последствия, но и потому, что удаляет нас от Бога, Источника нашей жизни и всякого добра, с удалением от Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращается (см.: Пс. 103:29) и вместе с тем возбуждает в Нем праведный гнев на нас и побуждает Его, правосудного, наказать нас грешных. Возмездием за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть, болезнь или какое-нибудь другое бедствие, посылаемое Богом с той целью, чтобы мы, почувствовав это наказание, раскаялись в своих грехах. Поэтому премудрый сын Сирахов говорит: «Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отомщения грешникам» (Сир. 39:36). Подобное говорит святой апостол Павел: «Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое...» (Рим. 2:8-9). Теперь становится понятным, почему расслабленный тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, от чего бы она, по-видимому, ни происходила, имела главным началом своим грех, с которым все мы рождаемся (см.: Пс. 50:7) и который потом увеличиваем разными беззакониями и растленной своей волей. Поэтому когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни расслабленного, — простил ему грехи, то, естественно, должна была прекратиться болезнь этого человека, и он выздоровел. Тут невольно воскликнешь с Псалмопевцем: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс. 31:1-2).
Итак, дорогие братия и сестры, будем твердо помнить, что грехи наши есть величайшее для нас зло. От них, главным образом, происходят наши бедствия, болезнь и сама смерть. Поэтому будем стараться избегать их, чтобы не прогневать ими Господа и не навлечь на себя несчастия. Если же нам по человеческой немощи и неосмотрительности или по сильному искушению и соблазну случится согрешить, то не будем оставаться во грехе и услаждаться им, но тотчас обратимся с покаянием к Богу и станем усердно молить Его о прощении, с верой и упованием на Его милосердие. И Он речет каждому из нас, как сказал расслабленному: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои», а вместе уврачует нас от всех наших душевных и телесных недугов, по великой Своей милости. Аминь.
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 245-248.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра