Просветительская деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. Часть II

Просветительская деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. Часть II

Так в 1411 году „помощию Святыя Троицы списася книга, ей же наименование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худого страннаго последняго во иноцех, смереннаго многы мы грехы Варлаама (1). На имя того же священноинока Матфея в 1414 году во обители царстей Святыя Живоначальныя Троицы в устроении преподобнаго игумена Сергия при настоятельстве прп. игумена Никона рукою другаго многогрешнаго инока Антония списана была другая книга „Поучения аввы Дорофея" и другия статьи аскетическаго содержания (2). Но особенно замечательна из числа сохранившихся от времен прп. Никона другая рукопись: „Псалтирь с последованиями", писанная около 1428 г. Изобретательность писца в почерках и художественное выполнение красками с золотом разных заставок изумительны. Таким образом, уже при самом начале своего устройства обитель прп. Сергия становится в северо-восточной Руси очагом любви к книжной отеческой письменности.

Доброе начало, положенное первыми игуменами Лавры книжному делу, широко разрослось позднее. От XV, XVI и ХѴII вв. идет целый ряд любопытных известий, свидетельствующих о том, каким путем приобретались книги, какия книги приобретались, для каких целей и какую оне приносили пользу.

Почти при полном отсутствии организованной книжной торговли, при дороговизне книг, зависевшей от ценности материала и трудности списывания, первый и главный путь приобретения книг был путь списывания троицкими „книгописцами". От болшей части этих списателей сохранились только имена. В XV в. написана была красивым уставом Псалтирь на 267 л., „а сю Псалтирю писал старец Пахнутие" (3). В 1464-68 годах написан был полууставом на 920 листах Апостол, „а писа многогрешный Варлаам... его и труд" (4). Или Патерик (азбучный и скитский в 1/4 на 507 л.) в лето 1469 г. "писал пресвитер раб Христо, инок Паисие" (5). Иногда обозначалось звание писца. Например, на Прологе 1429 г. означено: „.писал (у Троицы) Ефстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель" (6). Или „списан бысть сей Евангелист в Сергиоее монастыре в лето 1456 при преподобном игумене Вассиане рукою многогрешнаго попа Алексея Переяславца". Редко обозначаются на приписках имена специальных книгописцев: „Сия книга Обиходник (крупный устав в лист 544 л.) написана повелением Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрита Андреяна, да келаря старца Авраамия Подлесова, да казначея старца Симона с братиею... а писал сию книгу Обиходник книгописец Данило Марков лета 7153 (1645 г)" (7). Большею частию книги были писаны монахами. В 1524 году творения Диоцисия Ареопагита писал „многогрешный и худоумный и непотребный Богу и человекам чернец Вениаминишко, малейший в единообразных" (8). Большая часть книг писалась по игуменскому благословению. Так, при игумене Порфирии, особенном любителе книгоиисания (жил в 1-й четверти ХѴI в.), писец Исаак Собака — впоследствии игумен Чудова монастыря — написал учительное Евангелие по игуменскому благословению на 570 л. чистым полууставом. В библиотеке Казанскаго университета есть Устав под названием „Око Церковное" 1429 года, писанный в обители Сергиева монастыря... „повелением раба Божия игумена Саввы рукою смиреннаго инока Ионы". В 1474 г. по благословению игумена Авраамия написана была книга „Потребник“ (полуустав на 861 л,) рукою непотребнагов в иноцех Елисея (9), который писал и другия книги (10). Многия книги писались по поручению частных лиц. „В лете русскаго царства царя и Государя великаго князя Ивана Васильевича (Грознаго)... совершена божественная сия книга Великий Василие (соч. Василия Великаго о постничестве на 697 л.) Божиим пособием и строением мниха некоего Ионы именем, по реклу Зуа (был в монастыре иеродиаконом), топкости ради взраста, понеже избра себе полезна души и успеша чтущим и бяше тогда от Адама лето 7064 (1556 г.). Аще кому Бог благоволит держати коею виною сию книгу, и он бы поминал инока Иону, Никифора, Марфу, понеже стяжа сию божественную книгу не граблением, ни лихоимством, ни иною коею виною, еже может совесть вредити, но с усилием и в мнозе тщании предстах алтарю Божию и от сих ми бяше вся. А писал сию книгу многогрешный инок Исаия по реклу Каргополец (11). Им же написаны и другия книги: второй экземпляр Василия Великаго о постничестве на 413 л. (12), часть Псалтири с возследованием 1543 г. на 513 л. (13) и часть Сборника на 360 л. Или: „в лето 1668 в царствование... Ивана Васильевича повелением келаря Андреяна Ангелова написана сия бысть книга Сборник рукою многогрешнаго Фирсишки" (14). Четвероевангелие (1472 г.) „повелением старца Феогноста написал дьяк... Еремиа" (15). Знаменитому келарю Троицкой Лавры Авраамию Палицыну в 1611 году слуга Троице-Сергиева монастыря Иван Басов написал чистым полууставом на б00 л. в большую четверть Часослов (16) и Псалтирь с возследованием в четверть листа полууставом на 122 тетрадях (по 8 л. в каждой), хранящуюся ныне в библиотеке М.Д. Академии (по описи о. арх. Леонида № 8, 313 стр.). В 1445 году нисана была книга „Сборник" рукою многогрешнаго, малейшаго в единообразных и в грешницах перваго и непотребнаго в братстве и неключимаго ни в каковой же добродетели... священноинока Макарьвища, а писал есть сей Сборник Паисию старцю Сергиева монастыря" (17). Иногда просто означалось, кому писалась книга: „Господину и отцу кир Никону метание от Haзapa" (Сборник XIV в.) (18). Много книг было писано при игумене Памве (+ 1520 г.) (19). В 1514 году на Минее служебной какой-то писец писал: „о Отце и Сыне и Дусе Святем упование по вере имея, коснухся трудолюбне книге сея, еже есть месяц Июнь; нас же хотение желанием распали к таковой купли труда, аще и хитре сию написав за грубость нашу, но обаче трудолюбию края достигох... по благословению игумена Памвы" (20). Некоторые архимандриты Лавры и сами писали книги. В лето 1677... „написася сия книга, жития иже во святых отца нашего Серапиона, архиепископа Новгородскаго, и преподобнаго отца нашего Стефана, иже на Махршци, в дому Живоначальныя Троицы убогим архимандритом Викентием" (21). Много книг писалось при игумене Серапионе, бывшем потом архиепископом в Новгороде (22). Едва ли не полным развитием троицкаго книгописания было время преподобнаго Дионисия — первая половина XVII в. В это время жил знаменитый в Троицких летописях книгописец Герман Тулупов (23), после котораго осталось письма его руки до 20-ти №№ рукописей (24). Он был учителем преподобнаго Дионисия и умер в 1637 г., пережив четырьмя годами своего ученика (Дионисий умер в 1633 году). Он писал в преклонных летах (1624—1633 гг.), отличался слабым зрением, поэтому далеко не везде соблюдал точность, что видно из того, между прочим, что некоторыя его рукописи исправлял прп. Дионисий (25). Сколько всего им переписано — неизвестно. Сохранилось рукописей его письма до 7738 листов, большею частию Четьих-Миней и житий святых, писанных полууставом. Почти в каждой рукописи Герман делает следующее послесловие, обясняющее мотивы его трудолюбия: „Изволением Бога и Отца и споспешением Единородного Сына Его и совершением Святаго Духа написана бысть сия святая вннга месяц Сентябрь Четья, словеса праздничныя и жития и мучения святых, в дому пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великих чудотворцев преподобных отец Сергиа и Никона иже в Маковцы Радонежском при державе христианом государя Михаила Феодоровича и при Филарете патриархе... повелением и благословением тоя же обители господина архимандрита Дионисия и при келаре старце Александре и при казначее старце Пафнотие соловецких з братиею. А писал сию св. книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лето от создания мира 7136 (1627 г.) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии и по инокине Акилине, и по инокине Анисии, и по диаконе иноке Серапионе, и по Козьме и по своей душе и по всех своих родителех. Вы же, о Христе отцы и братие, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешнаго не кляните, и в том Господа ради простите и во святых своих молитвах поминайте, а Вас Господь Бог и простит и помянет в Царствии небеснем" (26). Много и других книг написано было в Лавре при архимандрите Дионисии и келаре Авраамии Палицыне (напр. каноны пресв. Троице (27)), что подтверждается свидетельством Дионисиева жития, гласящим, что у преподобнаго по келлиям были „писцы добрые".

Из этих и множества других подобных свидетельств мы видим, что у Троицы писались книги всякими лицами от игумена и архимандрита до простого монастырскаго служки. Писались книги по разным побуждениям, большею частию по инициативе настоятелей и всего освященнаго собора. Для игумена Сергиева монастыря Зиновия не только списывали, но, кажется, переводили книги на Востоке (28). Лично переписчики смотрели на дело списывания книг как на дело богоугодное, как на добродетель, как на дело, искупающее грехи не только переписчика, но и его сродников. В тишине своих келлий под мирным кровом обители Преподобнаго, безмолвный любитель книжной грамотности, трудясь над списыванием книг, в то же время трудился для спасения своей души, находил в этом подвиге нравственное очищение. "Поющим же сия каноны и послушающим поемаго молю, да Господа ради помолится о мне, да аз помилован буду от Господа Бога, понеже немало потрудихся в сих... хотя милость прияти от Господа нашего И. Христа" (29). Иногда писались книги по обещанию в благодарность на милости преподобнаго. „Сей великий Круг Миротворный (XVI в.) алфу святой Пасхи христианом на 532 лета в пречестную, славную и великую обитель Пресвятыя Живоначальныя Троицы многогрешный поп Агафонище (Новгородскаго Софийскаго собора), грешною и непотребною своею рукою писанный по обещанию, еже и обещахся Пресвятей Живоначальней Троице и преподобному Сергию Чудотворцу. Прилучившемуся в богоспасаемом граде Москве и бывшу ми в обители Сергия Радонежскаго в лето 1638 Мая 12-го в неделю 4-ю по Пасце, вельми больну ми сущу внутренними и сердечною болезнию зело изнемогающу. Стоящу ми в церкви Пресвятей Троицы у гроба прп. Сергия, нача молитиси... угоднику... чтобы ми даровал живот на покаяние; и в том часе обещахся св. Троице в честный и славный ея храм и на честный и целебоносный гроб Сергия Чудотворца, написав грешною своею рукою, положил сей круг великий Миротворный св. Пасхи Христовы... И изыдох из обители... здрав, хваля и прославляя Бога... и приехав в Великий Новгород к св. Софии Премудрости Божией... с благодарением и сердечною любовию распаляем к Просвятей Троице и Чудотворцу Сергию, написах сей круг великий Миротворный" (30). Разумея списывание книг как дело святое, троицкие книгописцы, как и вообще в старину, с особенным тщанием относились к тому и просили простить все их недописки и обмолвки. „Отцы и братия, еже ся где будем описали или переписали, или недописали, чтите, исправляя, Бога дела, а не кляните, занеже книги ветшаны, а ум молод, не дошел". Или „вы же, о Христе отцы и братия, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешнаго не кляните, и в том Господа ради простите, и во святых своих молитвах поминайте, а вас Господь Бог простит и помянет во Царствии небесном" (31). Трудный подвиг списывания требовал, конечно, большой затраты времени и сил; случалось, что книга писалась по целому году, иногда несколькими писцами. „В лето 1497 г. месяца Сентября в 10-й день при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси... в царской обители Святыя и Живоначальныя Троицы повелением духовнаго настоятеля господина игумена Серапиона начата бысть сия книга писати Сборник (св. Иоанна Златоустаго и других поучения) (32), а кончена сия книга лета 1499 года месяца Августа в 31-й день; ...а писана бысть сия книга сборник рукою многогрешнаго, худейшаго раба Божия Кости дьячишки, Дмитриева сына". Книга написана на 494 л. Отсюда видно, что она писалась целый год. Этою трудностью письма обясняется и то, что книга писалась за раз несколькими лицами. В Лаврской библиотеке находятся поучения св. Иоанна Златоустаго (начала XV в.), где на листе 60-м находится приписка: "грешный Ефрем отселе начах святую книгу“ (33). В Собрании Большакова есть рукопись „Следованная Псалтирь", в оглавлении которой помещена надпись: „лета 7060 написана бысть сия книга, глаголемая Псалтирь, в святей и великой обители Живоначальныя Троицы и преподобных великих чудотворцев Сергия и Никона. Сия Псальтырь троицкаго грешнаго чернеца Андриана Ангелова, а писал е инок Иона, да сам Андреян, да священноинок Ияким". Oт епископа Ростовскаго Кирилла 1-го (1216—1230 г.) сохранилось в Троицкой библиотеке житие св. Нифонта, написанное в 1216 году, на котором находим следующую любопытную приписку.: „ Господи, помози рабом своим Иоанну и Олексию писавшима книга сиа" (34). Насколько писцы затруднялись своим делом, видно из многочисленных приписок на их трудах, в которых они выражают свою радость по поводу окончания переписки. В 1518 году написан был Октоих на 316 листах; переписчик его „раб Божий Федор" замечает: „сколь рад кормщик, пришед к пристанищу, и сколь рад заяц, от тенета убежав и от многих псов от напрасныя смерти, столь рад дьяк, списавши сию книгу. Слава свершителю Богу, свершившему сие дело, слава вовеки аминь" (35). Или: „рад бысть заяц избег от тенета, тако и сей писец, окончив последнюю строку" (Минея служебная XV в. на 201 л. в 4-ю долю) (36). Иногда: „докса ти о Теос" (37); наконец: „Господи, помози рабу своему, дай Бог ему гораздо писати, рука бы ему крепка" (Поучения св. Ефрема Сирина XIII в.) (38). Была ли переписка книг в Троицком монастыре делом организованным, сказать трудно. По крайней мере, относительно времени Дионисия, у котораго по келлиям сидели „писцы добрые", с некоторою вероятностию можно утверждать. что дело переписки было поставлено при нем на правильную почву. Известно, что и сам он исправлял переписываемое Германом Тулуповым и заставлял других писать книги. Относительно же позднейшаго времени мы положительно знаем, что, напр. келарь Арсений Суханов (+ 1668 г.) руководил троицкими книгописцами, делая замечания им, какия статьи писать и откуда (39). Неизвестно также, было ли правильно устроено и дело переплета книг, хотя при архимандрите Дионисии упоминаются переплетчики, например троицкий конархист старец Исаия Коломненин переплетал церковный устав ХVI в. (40). Вернее думать, что вместо всякаго плана, который руководил бы писцами, отдельныя личности, главным образом настоятели монастыря, в силу потребности в церковно-богослужебных книгах, частию по любви к просвещению, развивали книгописание. Стиль этого книгописания зависел от сложившейся веками традиции; уставное и полууставное письмо, приближающееся иногда к печатному, преобладало. Строгий ритм каллиграфии здесь стеснял всякую изобретательность, которая вместо того выражалась в творчестве красками, золотом, киноварью красивых заставок, заглавных букв, так называемых миниатюр, часто поражающих прекраснейшею работою, изяществом вкуса как в целом, так и в отдельных частях. Отсутствием правильнаго руководства и плана, которой лежал бы в деле списывания книг, и обясняется, думаем, главным образом, то, что в некоторых рукописях, как заметил еще митрополит Платон в 1807 г., „есть нечто, чтения достойно, но весьма сожалительно, что все почти книги рукописныя писаны с великими описками без всякаго орфографии наблюдения и потому маловразумительны и от чтения отвлекают" (41). Случалось, к счастию редко, что некоторыя рукописи писались самыми грубыми невеждами, которые вовсе не понимали, что писали, а копировали буквы, не всегда разбирая их (напр. Мефодия Патарскаго полуустав XVII в.) (42). Кроме списывания, книги приобретались в Лавре и покупкою. В старину существовали особыя лица, которыя торговали книгами. „Продал сию книгу (Стихирарь ХVII в.) поп Симеон, Матвеев сын, что книгами торгует" (43). При недостатке книг книги перепродавались и переходили из рук в руки. Книгу Василия Великаго о постничестве „продал поп Симеон Николска Ивану Кирьякову, сыну протопопову" (44). Раньше, в 1595 году, продал эту книгу Василия Великаго „яз Яков Федоров сын, а прозвище Жюк, старцу Арсению, подъяк патриархов; и кто за ту книгу поймается и мне патриархову подъяку Якову Федорову и мне та книга очисцать во всяких делех старца Арсенья, убытка недоставить, а подписал яз Яков сам своею рукою". Книга Адриатис И. Златоустаго, писанная в 1597 г., сначала принадлежала торговому человеку „Московскому жильцу с Никольские улицы Ивану Амбросиеву", потом попала к „подячому Агафонику Тимофеевичу", племянник котораго „Гришка Онисимов" по приказу дяди своего продал ее в 1640 г. Она была продана „Олексею Иванову, сыну Суворову". Наконец книга попала известному троицкому келарю Симону Азарьину, которым она и была пожертвована в Троицкий монастырь (45). На очень многих книгах Лаврской библиотеки находятся приписки, свидетельствующия о приобретении этих книг путем купли. Например, „продал сию кпигу (Апостол XV в.) некто „Моисей" (46). Книга „16-ть пророков толковыя Ивана Титова, сына Дедкова". „Сию книгу продал Ондрей Иванов сыну Дедкову старцу Геронтию Салтыкову, а подписал я Ондрей своею рукою" (47). „Продал сию Псалтирь (XVI в.) Филофей клирошанин диакону Филимону" (48). Об этом способе приобретения книг свидетельствуют и приписки, обозначающия цену книг. „Сия благоглаголемая книга Триодь Постная, а цена два рубля четыре гривны и две деньги без полушки“ (средины ХVI в. в 4-ку на 585 л.) (49). Особенно любил обозначать цену на книгах Арсений Суханов и притом латинскими литерами. „Cniga (Мефодия Патарскаго, полуустав XVII в.) archidiacona Arsеnia stala 3 rubli 27-4". Или: „св. Иоанна Дамаскина (XVII в.) Cniga archidiacona Arsenia stala sebie 3 rubli 10 a. 4 d.“ (50). Иногда просто обозначалась цена приобретенной книги: „За сю книгу (Устав церковный начала ХVII в. в 8-ку на 283 л.) дано полтора рубля" (51). Из свидетельств не видно, чтобы сам монастырь как учреждение приобретал книги. Обыкновенно покупало частное лицо, которое потом и отдавало книгу в моластырь. Этим путем, т.е. путем вкладов, главным образом, по душе, на помин родителей и родственников, книги Лаврской библиотеки более всего приобретались. Эти книжные вклады делали и цари, и князья, и митрополиты, и епископы, и простые миряне. 


Источник: Н.И. Кедров. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века ее существования (краткий исторический очерк) / Н. Кедров. – М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1892. – [2], 70 с.


Примечания

1. Примеч. В конце книги смиренный инок приписал: „О ленивый Варлааме, готовися к ранам. Близ есть конец".

2. Ibid. № 165.

3. Опис. славянор. рукоп. Лавр. библ. № 3.

4. Ibid. № 79.

5. Ibid. № 701

6. Ibid. № 715

7. Сведение о славянск. рукоп., поступивших из книгохранилища Св.-Тр. Серг. Лавры в библиот. Троицк. дух. семин. 1747 г. о. Леонида 1887 г. вып., 2-й, стр. 16.

8. Опис. № 123.

9. Ibid. № 224.

10. Ibid. № 769.

11. ibid. № 133.

12. Ibid. № 134.

13. Ibid. № 316.

14. Четьи-Минеи, № 8-й и № 9-й по описи академической библиотеки.

15. Ibid. № 66.

16. Ibid. № 363.

17. Ibid. № 747.

18. Ibid. № 744.

19. Ibid. № 668, 597 и др.

20. Ibid. № 668.

21. Ibid. № 637.

22. Ibid. №№ 368, 869, 609, 712.

23. Примеч. Тулуповы казнены во время опричнины. Сказание кн. Курбск.Устрялов, С.-Петерб. 1642 г. 430—31 стр.

24. №№ 303, 614, 645, 628, 666, 668, 671—677, 679, 681, 694, 696,699, 727.

25. См. вар. рукоп. № 699-й.

26. Ibid. № 656.

27. Ibid. № 24. Срав. Академ. опис. вып. 2-й, № 4-й.

28. Ibid. №№ 190, 669, 746.

29. Ibid. № 281.

30. Ibid. № 736.

31. Ibid. № 666.

32. Ibid. № 17.

33. Ibid. № 145.

34. Ibid. № 55.

35. Ibid. № 371.

36. Ibid. № 523.

37. Ibid. № 10.

38. Ibid. № 7.

39. Ibid. № 766.

40. Ibidi № 244.

41. Рукописн. сборн. Академ. библиот. № 26.

42. Описание Лавр, б. № 4.

43. Ibid. № 480. Сравн. Стоглав гл. 28.

44. Ibid. № 132 примеч. в монашестве Иоасаф, уставщик и библитекарь (+1644 г.).

45. Ibid. № 151.

46. Ibid. № 80.

47. Ibid. № 89. Примеч. Подьячий казеннаго приказа, упоминаемый в Дополн. к Акт. Историч. т. II, 184 стр. и Рус. ист. библ. т. IX стр. 7 и др.


Смотрите также: - Просветительская деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. Часть I

STSL.Ru


14 ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.