Проповедь на праздник равноапостольного князя Владимира. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь на праздник равноапостольного князя Владимира. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы празднуем память того незабвенного для нашего Отечества великого князя, которого наши предки называли не иначе, как солнцем земли Русской, а Святая Церковь наименовала равноапостольным. Он просветил всю землю Русскую светом веры Христовой, извел ее из тьмы идолослужения в чудный свет благодати Божией и возродил ее святым крещением. Он утвердил в Отечестве нашем Православную Церковь, столп и утверждение истины, и таким образом водворил в царстве русском Царство Христово – источник радости, жизни и счастья.

Святой Владимир был князем Руси в самое древнее время. Русские жили тогда в язычестве, не зная истинного Бога, они поклонялись деревянным, каменным идолам, истуканам. Так и сам Владимир был ревностным язычником-идолопоклонником, он умножал идолов по всей Руси, украшал их золотом, серебром и приносил им всяческие жертвы, даже готов был приносить в жертву людей. Он предавался грубым страстям, плотским наслаждениям, пированиям. Но от природы он был умным князем и имел добрую душу, и недолго проводил он такую греховную жизнь. Скоро умом своим понял, что ему и народу русскому недостает духовного света и радости души, что все они живут в какой-то тьме, не видят истины и не понимают добра. Сердце его почувствовало, что во всех плотских удовольствиях одна только пустота и зло. Владимир сердцем и умом понял, что нет у них духовной радости и счастья оттого, что они не знают истинного Бога.

Дорогие братия и сестры, и действительно там, где люди не знают истинного Бога, не может быть истинного света, счастья и радости! Ведь душа наша создана по образу и подобию Божию, поэтому она может быть счастлива, радостна и разумна в мыслях, в делах только тогда, когда знает Бога, исполняет закон Божий и святую волю Его. А все наши мирские и плотские наслаждения, как бы широки и роскошны ни были, ничего доброго не оставляют в душе, кроме пустоты и душевно-телесной порчи.

Осознав таким образом крайнюю нужду познать истинного Бога, Владимир задумался: а где же найти истинную веру? Ведь разные народы имеют разные веры – которая же вера лучше? Вопрос этот был очень важным и трудным: тут для князя дело шло не только о его душе и жизни, но и о жизни и душах всего народа на все времена. Найти истинную веру – значило спасти свои души, а если принять какое-либо учение еретическое, лжеверное — значило погубить свои души навеки. Тогда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, стали посылать к нему своих людей похвалять свою веру, чтобы постараться склонить его к ней. К Владимиру приходили евреи, магометане, латинские христиане и греки. Не понравилось никакое учение князю, кроме православного греческого. Когда греки изложили ему свое вероучение и особенно когда показали ему картину Страшного Суда Христова, то Владимир принял это к сердцу и сказал: «Не эта ли и есть истинная вера?» Когда он созвал своих старейшин, то все они решили еще лучше испытать истинную веру, послав посольства в чужие страны, и на местах посмотреть, как люди живут и молятся, чья вера лучше.

Хотя мы исповедуем истинную православную веру, братия и сестры, но часто мы можем встретить и к нам могут приходить разные еретики, которые выступают против Православной Церкви и ее пастырей. И если будут склонять вас к своей вере, не слушайте их, ибо всех их ждет вечная погибель, если они не покаются и не придут во Святую Церковь, ибо спасение только в Православной Церкви.

Итак, обойдя разные страны, послы Владимира испытали разные веры, и ни одна не понравилась им. А когда они пришли в Царьград, в храм святой Софии, где совершалось православное богослужение, то увидели всю красоту, благолепие храма и богослужения, увидели, как молятся православные; все это так их поразило, что им показалось, будто они уже не на земле, а на небе.

И поспешили они возвратиться на родину и высказать все, что чувствовали в святом православном греческом храме.

Князь Владимир, приняв святое крещение, полностью истребил идолов, а на месте языческих капищ начал строить церкви и монастыри и в году крестил весь народ.

Православная вера, какая была у православных греков, перешла к нам во всей чистоте и совершенстве и сохранилась на все времена неизменной. И мы сегодня точно так же исповедуем Иисуса Христа, точно так же молимся Ему, так же совершаем богослужение, те же имеем книги и то же учение и правило жизни исповедуем, как все это было при святом князе Владимире. Вместе с открытием церквей святой Владимир начал открывать при каждой церкви школы, в которых священники преподавали детям Закон Божий и русскую грамоту.

Наконец князь Владимир, полный душевной радости и благодатного утешения в том, что Бог помог ему устроить такое спасительное дело, как крещение всего русского народа, и сам лично стал иным человеком, каким он не был в язычестве. Он обуздал свои страсти, бросил прежние пороки, стал кроток, милостив, благотворен. Одевал нагих, питал алчущих, помогал бедным, принимал странников, был заступником обижаемых. Своей святой жизнью он угодил Богу и удостоился быть причисленным к лику святых с именем равноапостольного.

Так и мы, дорогие братия и сестры, во Христа крестившись, должны и во Христа облечься. Подобно князю Владимиру, мы должны оставить грешные мысли, чувства и дела, жить во всем по заповедям Христа и по закону Божию. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


28 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.