Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, мы празднуем двунадесятый праздник – Сретение Господне. Сретение – это встреча, и все Священное Писание повествует нам о различных встречах человека с Богом и о том, как человек воспринимал слова Божии при этих встречах.
Сегодня мы празднуем особое событие – встречу в храме Господнем Богомладенца Христа с двумя праведниками Ветхого Завета – праведным Симеоном и пророчицей Анной. По преданию, праведный Симеон был одним из 70-ти толковников, которые при царе Птолемее Филадельфе в Александрии в III в. до Р. Х. переводили Священное Писание с еврейского языка на греческий. Ему по жребию достался текст книги пророка Исаии. И когда он дошел до места, где говорилось, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7, 14), то он усомнился в верности этого текста и решил исправить его: вместо «Дева» написать «молодая женщина». Но в это время явился ему Ангел Господень, который удержал его руку и сообщил ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы Христа Спасителя. Этой верой праведный Симеон жил долгие годы. Если верно предание, то ему к тому времени должно было быть уже около трехсот лет. И этот ветхий старец, который был благочестив и был полон даров Духа Святого, по откровению свыше приходит в храм Божий и видит молодую Мать с Младенцем на руках – он тут же Духом Святым познает, что перед ним Спаситель мира. Он принимает на руки Младенца и произносит те Богодухновенные слова, которые мы слышим теперь за каждой вечерней службой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
В его лице происходит расставание с Ветхим Заветом, и, так как приходит время Нового Завета, всем своим старческим видом и этими словами он говорит о том, что пришло время явиться в мир Спасителю, и как долго человечество ожидало этой встречи. Но ожидание праведников, таких как Пресвятая Богородица, праведные Иосиф и Симеон Богоприимец, пророчица Анна и других, увенчалось тем, что Бог явился во плоти в мир для спасения рода человеческого.
Праведный Симеон говорит: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34-35). Эти слова он обращает к Богоматери. И действительно, и во время явления в мир Христа Спасителя, и в настоящее время очень многие люди сомневаются в том, что Бог мог явиться в человеческом облике. Много различных ересей и разнотолков существовало во времена жизни Христа Спасителя, существует и до сих пор. Поэтому для одних, которые с верою и любовью приняли благовестие, Он является камнем, на котором они строят свое спасение, а для других, неверующих и отвергающих истину Божию, является камнем преткновения, падения.
Господь говорит, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), поэтому Он рядом с каждым из нас. Он нам является и в явлениях природы, потому что в них видимы Его невидимая сила и Божество, и в каждом из наших ближних, потому что они являются образами Божиими. Он является нам в таинствах Церкви и, конечно, в Евхаристии, в которой мы приобщаемся, не только на руки, как Симеон, но внутрь себя принимаем Христа Спасителя. И вот для того, чтобы эти встречи с Богом были для нас спасительны, Господь призывает нас прежде всего к покаянию, очищению своей души для того, чтобы нам благополучно завершить течение нашей жизни и в радости встретить Христа Спасителя в Царствии Небесном. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра