Что двигало человеком, работавшим ведущим официальной программы «Время», 19 августа 1991 года впервые рассказавшим в эфире правду о путче, бывшего пресс-секретаря Бориса Ельцина, неожиданно снять фильм о преподобном Сергии Радонежском и воссоздать его реальный облик? Новый фильм Сергея Медведева, премьера которого состоится в среду, 16 июля на Первом канале, позволит ответить на вопросы, о которых мы даже не задумывались: почему именно сегодня наступило время величайшего подвижника Земли Русской? какие чудеса совершал и, более того, совершает Великий старец? В преддверии выхода фильма журнал "Редкие земли" публикует интервью с автором фильма.
- Сергей Константинович, давайте поговорим о вашем новом фильме о великом святом Сергии Радонежском. Я знаю, вы нашли уникальных людей, которым в наше время являлся преподобный Сергий?
- Вообще проект получился уникальный. Мы думали, как сделать картину интересной современному зрителю. Ведь сейчас его довольно трудно заинтриговать событиями давнишними, а теми, что были семь веков назад – совсем тяжело. Но зрители, интересующиеся нашей историей, откроют для себя, я уверен, много нового. В чем же наше ноу-хау? Мы задались целью воссоздать облик реального человека - Сергия Радонежского. Первоначально была такая глобальная задача. Мы хотели привезти в Троице-Сергиеву Лавру сложное оборудование и сделать, не вынимая мощей из раки Сергия Радонежского, снимки его черепа. И уже по черепу с помощью ученых, годами наработанных методов воссоздать облик великого православного святого. К сожалению, церковные иерархи воспротивились этому, считая подобные действия кощунством. Но мы не отступились. Делая фильм к 700-летию великого святого, мы все-таки должны дать людям представление, что это был за человек. Мы имеем много иконописных изображений Сергия Радонежского, живописных портретов, достаточно вспомнить художника Нестерова. Но все они выполнены в определенном стиле, который диктует традиция. А если мы получаем хоть какое-то видеоизображение или хотя бы формальное изображение человека, мы уже о нем судим немножко по-другому. Вместе с режиссером Ольгой Кушаковской мы придумали такой вот «антинаучный метод». Есть много людей – наших современников, которым святой Сергий являлся в определенные переломные моменты их жизни, и они запомнили, как он выглядит. И мы задались целью найти этих людей. И нашли – всего несколько человек. Отец Павел Великанов, настоятель храма Параскевы Пятницы. …И, несмотря на то, что бежал он от славы, эта слава его обгоняла. Он бежал от власти - его власть оказывалась гораздо сильнее, нежели чему многих мира сего. И все житие Преподобного Сергия, оно во многом парадоксально.
- Как же вам удалось их найти?
- С помощью Церкви, потому что все они - прихожане, которые не скрывали своих видений. Сразу оговорюсь, это нормальные люди, с нормальной психикой, я с ними беседовал и до начала эксперимента, и после. Могу со всей откровенностью сказать, что они отдают себе отчет в том, что видели и в чем участвовали… Так вот, мы привлекли ученых из лаборатории Михаила Герасимова, где профессионально занимаются воссозданием облика исторических личностей, начиная от Тамерлана. Ученые согласились, им это было интересно, они впервые принимали участие в подобном эксперименте. Ведь до этого они всегда работали с конкретными археологическими артефактами. Надо сказать, учеными из лаборатории Герасимова наработан гигантский опыт воссоздания скульптурного, объемного изображения человека. И мы задались целью сделать такое же объемное изображение преподобного Сергия. В лаборатории используют порядка 200 специфических параметров. Я спросил: как вы можете по черепу определить, например, курносый нос был у человека или, допустим, крючковатый? Мне ответили: это очень просто. Достали циркуль, измерили на черепе определенные расстояния и объяснили, что есть некие длины треугольника, которые передают форму, если речь идет о том же носе, например. Нужно просто измерить определенное расстояние между костями черепа. Это, кстати, ноу-хау наших ученых. И вот, используя эти параметры (их, как я уже сказал, около 200), ученые и провели опрос наших свидетелей.
- И какой нарисовался портрет?
- Вот какой. Сергий Радонежский был светловолосым человеком с глубоко посаженными светлыми глазами, бородой, впалыми щеками, выдающимися скулами и т.д. Что удивительно, описания участников эксперимента, хотя они друг друга не видели, в основных чертах совпали. И вот, когда весь массив информации был собран, Елизавета Веселовская, научный сотрудник лаборатории Михаила Герасимова, приступила к работе. И стала воссоздавать скульптуру Сергия Радонежского.
- Наверное, у многих сотрудников этой лаборатории есть художественное образование?
- Я, кстати, этим поинтересовался. Мне ответили: представьте себе, ни у одного человека! Я спросил: а как же вы лепите такие объемные вещи? Оказывается, когда знаешь все параметры, довольно легко по этим пропорциям даже непрофессиональному художнику вылепить голову, скульптурный портрет человека. Это, конечно, не в художественном смысле портрет, он просто передает правильные соотношения всех черт лица, параметры его. Но там нет характера. Хотя наш скульптурный портрет получился даже с характером.
- Сергей Константинович, расскажите о восстановленном Варницком монастыре!
- К юбилейным торжествам в честь преподобного Сергия Радонежского Варницкий монастырь, построенный на месте рождения Сергия, находился в жутком состоянии, просто в руинах. И было принято решение о его воссоздании. В фильме вы увидите этот монастырь, с разных сторон, но особенно красив он сверху. Посмотрев фильм, некоторые люди нам говорили: какая красивая модель! Но это не модель, это реальный монастырь, который воссоздали только что. Рядом с ним стоит крест, где маленькому Сергию явился старец, который указал ему будущий его путь. В этом монастыре сейчас большая школа, около 80 учеников воспитываются в православном духе. Мы с большим волнением думали, а что же нам делать дальше со скульптурой Сергия Радонежского? Мне хотелось, чтобы она получила какую-то дальнейшую жизнь, а не просто осталась в стенах телекомпании «Останкино». Чтобы верующие и все, кто интересуются историей, увидели ее. И отец Пимен, настоятель Варницкого монастыря, сказал, что они с удовольствием примут эту скульптуру. Однако в Троице-Сергиевой Лавре есть Музей академии с огромным количеством уникальнейших экспонатов. Там сказали, что тоже возьмут нашу скульптуру с большим удовольствием. Мы подумали, посоветовались и решили, что в Троице-Сергиевой Лавре ей самое место. И вот завершающий этап в создании и съемках фильма - это как раз передача, такой торжественный акт, скульптурного изображения Сергия Радонежского в Музей академии. …Вообще, когда смотришь на него, чувствуешь некую силу, которая придает силы и тебе. Это мое личное ощущение, но так оно и есть. Надеюсь, те, кто придет в Лавру и попадет в Музей, испытают такие же чувства.
- Ваш фильм повествует не только о том, как создавалось скульптурное изображение Сергия Радонежского и отстраивался заново Варницкий монастырь, верно?
- Когда мы взялись за дальнейшую работу и стали кинематографическим способом писать портрет Сергия, мы нашли много уникальных и интересных историй, связанных с великим святым и с сегодняшним днем. Очень хотелось привязать его к сегодняшнему дню. И тут мы натолкнулись на настоящий детектив. Когда началась атеистическая кампания, большевики придумали, что одним из самых мощных идеологических рычагов по перевоспитанию населения будет вскрытие святых мощей, которые в большом количестве находились в наших монастырях и храмах. Естественно, первым делом они должны были при огромном стечении народа, в присутствии кинематографистов (эти кинокадры сохранились до наших дней) запечатлеть вскрытие мощей преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Тем самым продемонстрировать всем, что ничего в том святого нет, что это фетиш и «обман простого народа попами». Вся их аргументация известна. Посчитали, что вскрытие мощей именно Сергия Радонежского должно нести на себе наибольший идеологический заряд, потому что это один из самых почитаемых святых. Но к вскрытию готовились и те, кто считал, что это кощунство нужно предотвратить. Опять все началось с видения. За 300 км от Лавры, в Тульской губернии, графине Софье Владимировне Олсуфьевой во сне явился Сергий. Он был немногословен и сказал: все срочно бросайте и езжайте в Сергиев Посад. Она поняла, что готовится нечто неладное, и поехала к старцу Анатолию Потапову, чтобы он ей это видение растолковал. Старец сказал: мол, ничего здесь бесовского нет, нужно срочно ехать туда, надвигается беда. И буквально за несколько дней до большевистского шоу мощи Сергия были выкрадены. Их выкрали и подменили на… останки князя Трубецкого. Сделали это выдающиеся люди своего времени, причем проходила вся операция ночью. Участвовали - философ Павел Флоренский и искусствовед Юрий Александрович Олсуфьев. Собственно, они и входили в первую советскую комиссию по охране ценностей Лавры. Они считали главным делом своей жизни на тот момент – спасти мощи. Все происходило в Лазареву субботу, 11 апреля 1919 года. Все иерархи Лавры отказались вскрывать гробницу, поручили это иеромонаху Ионе. Вот, собственно, он и раздевал, разоблачал не с благословения, но кому-то ведь это нужно было делать. Этот жребий выпал ему… И когда мощи были вскрыты – к ужасу одних и ликованию других – был обнаружен полусгнивший череп с прядью рыжеватых волос. Большевистские пропагандисты громко закричали: вот, смотрите, мощи ваши сгнили, чему вы поклонялись, вас дурачили?! Они посчитали, что акция удалась… О том, что совершилась подмена, знали три человека. Кроме Павла Флоренского и графа Олсуфьева, еще и наместник Лавры. Именно они выкрали главу Сергия, и началось ее длинное-предлинное путешествие во времени и пространстве. Сначала глава Сергия Радонежского была закопана в огороде, затем хранилась даже в кадке из-под фикуса. Эти люди делали все, чтобы спрятать главу святого и не отдать ее на поругание. Мы постарались пройти весь путь главы преподобного Сергия. В конце концов, она оказалась в храме, который был самым ближайшим храмом от передовой, когда немцы подошли к Москве. И Сергий, как мне представляется, сыграл немалую роль, чтобы защитить Москву и наше государство от фашистских захватчиков… А много позже, кстати говоря, мощи Сергия побывали даже в космосе.
- Неужели?
- Да, их брали в космос, и Сергий Радонежский - это единственный святой, который облетел нашу Землю на космическом корабле.
- Что было с самой Троице-Сергиевой Лаврой в годы Советской власти?
- Во что ее только не превращали! Там был и клуб, и общежитие, там снимали знаменитый фильм Александрова «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли. В той картине есть кадр, где героиня Орловой Дуня-ткачиха разговаривает по правительственной связи по телефону, который приколочен прямо к уникальнейшей фреске Лавры. Так вот, мы для своих съемок принесли в Лавру похожий телефон, и «воссоздали» в нашем фильме эту трагикомическую сцену…
- О каких еще драматических моментах в истории преподобного Сергия, нашей истории вы рассказываете в своем фильме?
- Вся история Сергия Радонежского полна драматизма. Двадцатилетним парнем он ушел в лес с братом. Это было тяжелейшее время для России, страна находилась под татаро-монгольским игом. Семья его была не из самых богатых, хотя жили они, наверное, чуть лучше других. Но, как и все, под дамокловым мечом: в любой момент к ним могли явиться татары, забрать что угодно, увезти их самих в Орду и не вернуть, или в качестве воспитательной меры просто держать там много месяцев. Россия тогда, собственно, была не Россией, а отдельными княжествами. Мамай и Орда – вот где был центр власти, и любое выступление против действующей власти каралось самыми жестокими методами. Параллельно этому все русские князья воевали друг с другом. Княжества были самостоятельными государственными единицами. Был общий враг – татаро-монголы, захватчики, но были еще враги покруче – соседние князья. Тверь воевала с Москвой, Рязань с Ростовом и с той же Тверью. И никак они не могли найти общий язык. И считалось делом хорошим, если татары по твоему же навету нагрянут на соседнее княжество, выжгут там все, увезут женщин, заберут самое ценное. Обстановка была просто ужасающая!.. Сергий открыл в себе какую-то возможность многое видеть, многое слышать и многое предугадывать довольно неожиданно. Именно поэтому он ушел в лес. Не потому что не хотел жить с родителями, не потому что боялся тягот жизни, в том числе и политической. Нет, он увидел в себе нечто такое, что отличало его от других. И он ушел в лес молиться. Сначала вырыл себе землянку, потом стал потихонечку обустраиваться. К нему приходили дикие звери. Есть известная фреска в Троице-Сергиевой Лавре, где к нему приходит медведь. Он уживался с ним. Какой же силой духа нужно было обладать! Сила духа у Сергия была удивительная, необыкновенная. Благодаря ей он и выжил в суровом лесу. И мало того, что выжил, своим образом жизни, истовым молением, своим справедливым взглядом на то, что происходит вокруг, он стал привлекать к себе других. К нему начали приходить его современники, не те, кто хотел спрятаться от татар, а те, кто стремился жить по справедливости, кто хотел общаться с Богом, кто поверил в исключительность Сергия. А сам святой никогда не искал себе каких-то регалий, никогда не хотел быть руководителем. Все, кто жил рядом с ним, – они были равны. И это было необыкновенно для того времени… Об этом, в частности, мы тоже рассказываем в своем фильме. Архимандрит Тихон Шевкунов, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Преподобный Сергий Радонежский был, наверное, первым абсолютно свободным человеком на Руси с периода татаро-монгольского нашествия. Он смог подняться до этого совершенно удивительного уровня свободы! Ведь когда он давал благословление Дмитрию Донскому на противодействие войскам Мамая, я думаю, это было очень неоднозначно воспринято, в том числе и в русском обществе. Это был наш, в глазах людей, практически законный хозяин.
- Как вы охарактеризуете Сергия Радонежского как человека?
- Может быть, это не очень корректно, но я бы назвал его человеком с уникальными способностями. Чтобы для современного читателя было понятно, мы сравним его с даром Ванги. Только еще более мощным, потому что он мог видеть людей на расстоянии, мог слышать, что происходит, мог передать в деталях, что за событие происходило за много-много километров. Яркое свидетельство тому – Куликовская битва, когда преподобный, будучи у себя в обители, сказал, кто погиб, назвал их по именам, описал, как проходила битва. Это потрясающе! Конечно, вот эти уникальные способности плюс удивительный характер Сергия – мягкий, добрый. Он мог прощать, ни на что не обижаться, и поэтому люди стремились, тянулись к нему. Чаще сам Сергий уходил от людей, и было много случаев, когда он исчезал из обители, вместо того, чтобы изгнать каких-то нарушителей или людей недобрых. Своим примером он показывал братии, как можно жить, как нужно жить в мире, в справедливости и добре. И получилось так, что этот человек стал самым авторитетным старцем не только для простого люда, но и для князей. К нему князья ездили за советом. Они прислушивались к его слову. Сергий был не просто дипломатом, умеющим найти общий язык с людьми, которые никак не могли найти его между собой, но и человеком, умеющим убеждать. Он находил аргументы, весомые с точки зрения князя, главы того или иного княжества. Сергий Радонежский не только лечил и помогал людям, но, как я уже говорил, мог видеть исход того или иного события и явления, очень важного для тогдашней современной жизни. Именно он благословил князей на бой – на знаменитую Куликовскую битву. Именно он объединил их перед этой битвой. В знак своего одобрения и благословения преподобный Сергий направил Пересвета и Ослябю – своих послушников, могучих ратников - для помощи объединенному войску. До сих пор неясно, какую рать удалось собрать русским князьям и сколько врагов противостояло в Куликовской битве нашим воинам. Мы, перерыв множество источников, решили, что перевес был у татар - на 30-40 тысяч человек. Но, возможно, что силы были и равные… Однако с исторической точностью мы знаем, чем закончилась эта битва и какое она имела значение для объединения княжеств, для укрепления духа, который уже совсем пал у наших соотечественников. Все пали духом! Думали, что Орда, иго – это навсегда. То есть, люди рождались порабощенными и умирали в таком же состоянии. И значение Сергия в этом смысле огромно. Он знаменит не только тем, что благословил на битву наших князей, он начал, я считаю, воссоздание нашего государства. Николай Бурляев, заслуженный артист России. Мы ищем все идею, а она в нем выражена: в Сергии Радонежском. Ведь что он говорил – только любовью и единением мы можем спастись, что и вышло на Куликовом поле. Ведь так подумать – ну обычный человек по физическим данным. Но сколько от него пошло!
- Сергий ведь был и строителем огромного количества монастырей!
- Да, а монастыри в то время являли собой некие духовные центры. Только ученики преподобного основали 50 монастырей. Вы можете себе представить, что это было? Если нарисовать эти монастыри на карте, соединить их линиями, то получим некий скелет новой российской государственности. На мой взгляд, именно они объединяли вокруг себя и людей, и земли. Они учили, образовывали, воспитывали и много еще чего делали. И это были не просто монастыри, куда уходят служить Богу, закрываются от внешнего мира и живут отдельно от светской власти, от государственных институтов. Это были центры образования, центры политики, потому что тогда Церковь не была отделена от государства, и церковные иерархи всегда принимали участие в государственных делах. И вот Сергий как раз и дал толчок этому общему движению. Конечно, после Куликовской битвы было еще много битв и, в основном, проигранных, конечно, Орда еще долго свирепствовала и властвовала на землях князей русских. Но именно тогда, повторюсь, был дан Сергием Радонежским мощный толчок к возрождению государства, к движению, к прогрессу, свободе и справедливости.
- Я знаю, что много чудес случалось во время ваших съемок…
Мы нашли уникальную церковь недалеко от Ростова, она полностью рубленная, деревянная. Стали снимать несколько эпизодов, достаточно важных. И в этот момент начался пожар. Это был такой рукотворный пожар - у нас ведь принято выжигать траву. А травы там было много… Мы поначалу ничего не видели, но вдруг эта деревянная церковь вся наполнилась дымом. И люди закричали: все, бегите, горим! Кто-то выбежал наружу и увидел, что огромная стена огня надвигается прямо на храм. Фронт огня был несколько километров, а высота пламени - намного выше человеческого роста, метра четыре-пять. Это все у нас запечатлено на пленке. И вы можете себе представить, этот фронт остановился прямо перед храмом. Он шел с огромной скоростью, но вдруг перед храмом встал, как вкопанный!.. Я считаю, Сергий Радонежский нам в тот момент помог. Потом приехали пожарные, стали разматывать шланги, тушить, но главное-то произошло. Возник некий образ. В фильме мы хотели как-то образно сказать о том, как ордынцы выжигали наши земли. И это пламя, которое мы снимали с вертолета, со всяких других ракурсов, пламя, дочерна выжигающее нашу землю, и стало образом Орды и той политики, которую проводили ордынские ханы на завоеванных территориях, бесконечно унижая наш народ, обирая его до последней нитки…
- В вашем документально-игровом фильме играют профессиональные актеры?
- Всегда очень сложно работать с историческими персонажами, которых нет в хронике, на фотографиях. Поэтому мы подобрали непрофессиональных актеров, местных жителей, которые приблизительно похожи на портреты своих героев. Но человек, который сыграл Сергия, на 95% похож на тот портрет, который воссоздали ученые из лаборатории Герасимова. Сразу скажу, он не священник.
- Сергей Константинович, вы затронули в фильме еще такое явление как старчество…
- Мы глубоко не раскрывали эту тему, потому что нет возможности за 52 минуты картины рассказать обо всем. Но, если кто не знает, Троице-Сергиева Лавра еще и центр старчества. Там на сегодняшний день живут восемь старцев. Это самые авторитетные, самые уважаемые не только в церковной, но и в светской среде люди. В какой-то степени они, как и Сергий Радонежский, наделены определенными способностями, которых нет у других. Один бесов изгоняет, другой лечит от каких-то внутренних болезней, третий видит, что с тобой произойдет через несколько лет. Можно к этому скептически относиться, можно в это не верить. Но в нашей картине есть герои, кто лично соприкоснулся со старцами, они рассказывают об этом достаточно просто и убедительно. О том, что с ними после этих встреч произошло. Я сам несколько раз встречался со старцами и знаю, что это люди далеко не простые. Хотя кажется, что проще них и в жизни-то нет никого… Один яркий пример. Пришла наша съемочная группа. Старец посмотрел на всех, потом на ассистента оператора и говорит: «А ты что же ко мне без креста пришел?» То есть, старец не только видит человека насквозь, он видит и то, что у него внутри. К моему сожалению, институт старчества сужается, этих уникальных людей становится все меньше. Не знаю, с чем это связано, но это есть. Поэтому к ныне живущим старцам надо относиться с большим уважением и поддерживать их максимально. Они ведут огромную работу, если хотите, они являются духовными отцами не только той обители, где находятся, но и всех близлежащих территорий, населенных миллионами людей.
- Что-то изменилось в вашей жизни, когда вы снимали этот фильм? Или у вас с Сергием Радонежским давняя связь?
- Это мой любимый святой. И я тоже Сергий, меня не случайно так назвали, в честь Сергия в том числе. У нас почти совпадают дни рождения. Вообще Сергий Радонежский - это уникальное явление в нашей истории и надо относиться к нему не просто как к святому, некой иконе, а как к реальному человеку, который сильно повлиял на ход нашей истории. Если бы не было Сергия - кто знает, как бы мы жили сегодня…
- Сергей Константинович, должны ли советоваться люди, которые находятся у власти, с людьми духовными, с теми же старцами? Вот вы работали с Борисом Николаевичем Ельциным. Советовался ли он?
- У него было огромное количество советников. А был ли у него духовник, я не знаю. Вообще большую часть жизни Борис Николаевич был атеистом, партийным функционером. Но то, что решения в верхних эшелонах власти принимаются не спонтанно, я могу вас уверить на все сто процентов. Огромное количество аналитических материалов, советов с теми или иными представителями того или иного направления предшествуют любому решению. Это надо быть настоящим безумцем, чтобы в современном мире волюнтаристски принимать те или иные решения, связанные с геополитическими проблемами.
- Можно ли, находясь у власти, оставаться духовным человеком и руководствоваться духовно-нравственными критериями?
- Это вопрос философский. Власть - очень тяжелая ноша. И человек, который находится у власти, должен от чего-то отказываться. Иногда даже от сострадания к меньшему количеству людей, чтобы спасти большее количество. Но есть властители и правители, у которых совсем другие принципы. Можно вспомнить всех завоевателей, начиная от Александра Македонского и кончая Наполеоном и Гитлером. Какими принципами они руководствовались, когда их войска выжигали и завоевывали огромные пространства? Современная политика тоже дает нам богатую пищу для размышлений.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.