Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата.
В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери. (Сведения о Владимирской иконе помещены 21 мая и 26 августа.)
Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля.
О Владимирской иконе Божией Матери
В 1480 году великий князь Иоанн III Васильевич, плативший еще дань Орде, изорвал и истоптал ногами басму (изображение) хана Ахмата, перебил послов его и объявил, что не будет платить дани.
Стояние на реке Угре.
Миниатюра летописного свода. XVI век.
Ахмат в ярости поднялся со своими полчищами на Русь, похваляясь разорить святые церкви и пленить все православие, как было при Батые.
Опасность была грозная: могла разом поблекнуть возрождавшаяся трудным подвигом народная жизнь, могли без следа пропасть двухвековые кровавые труды поколений.
Когда русская и татарская рати, стоя друг против друга, разделенные рекою Угрой, покрытою толстым льдом, готовы были уже сразиться — и Иоанн начал отступать, чтобы выбрать удобнейшее для битвы место, вдруг напал страх на обе рати, и они побежали друг от друга, никем не преследуемые.
Ахмат ушел совсем из Руси и больше не возвращался.
Так, без кровопролития произошло дело свержения ига. Все современники видят в том чудо, славят милость Божию и говорят: "Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человека, но Господь спас ныне Россию". Вот слова летописи: "Тогда бысть чудо преславно Пречистыя Владычицы нашея Богородицы: прииде на царя Ахмата страх от Бога и побеже от Угры никем не гоним. И тако Бог избави Русскую землю от поганых молитвами Пречистыя и великих чудотворцев и всех святых. Аминь".
Угру прозвали Поясом Богородицы, так как Матерь Божия сохранила в тот год, по вере россиян, под покровом Своим Русскую землю.
Веселился народ в эту годину конечного освобождения Руси от монгольского ига, а митрополит установил в память того события ежегодное празднование славнейшей иконе Владимирской и крестный ход, совершаемый из Кремля и поныне в Сретенский монастырь, 23 июня.
***
Память о монгольском иге отходила все дальше и дальше. Дело собирания земли Русской было уже завершено.
Вейс. Спасские ворота Московского Кремля. 1852 г.
В 1521 году при сыне Иоанна III, Василии III, крымский хан Махмет-Гирей, вздумав сломить быстро возраставшую русскую силу, пошел на Москву, опустошая землю, убивая, пленяя людей, злодействуя.
Рассеяв у Оки русскую рать, он соединился с ханом казанским и раскинул стан на Воробьевых горах. Готовясь к приступу, среди пылающих деревень, среди облаков дыма, подошел еще ближе.
Москва, без войска, без государя трепетала и молилась. В эти страшные дни, когда помощь свыше медлила, бывшее нескольким людям видение открыло Москве ее великих молитвенников и печальников.
Из Кремля чрез Фроловские ворота открылся торжественный крестный ход.
С кадилами и свечами, лампадами, рипидами, хоругвями шли служители церкви, неся иконы и вместе с другими — чудотворную Владимирскую; далее, в драгоценных облачениях, шествовал собор святителей московских, и за ними неисчислимые толпы народа. То вышние силы покидали Москву за грехи ее.
И вот, с Ильинского торжища им навстречу устремились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. С плачем они припали к ногам святителей, умоляя не покидать город в опасности, и долгими и горячими просьбами убеждали их для умилостивления гнева Божия отпеть молебен.
Много печаловались они пред святителями и, наконец, весь великий собор единодушно подвигся на молитву, пел каноны пред иконою Владимирскою, взывал к заступлению Богородицы — и тогда вернулись в город.
В то ужасное нашествие Москва одна уцелела.
Хан дважды посылал многих людей поджечь посады, и в ужасе возвращались они с вестью, что вокруг всего посада стоит множество вооруженного воинства.
Хан велел приближенному своему узнать истину. С трепетом пришел и тот: "О, царь, что медлишь? побежим! — идет на нас от Москвы безмерное множество войска!"
То было видение. Хан отступил.
Крестным ходом 21 мая ежегодно вспоминает Москва это чудесное избавление, и оттоле пошел обычай с непокрытою головой проходить ворота, которые стали звать Спасскими. С правой стороны их находится теперь часовня с чудотворною, очень чтимою в Москве иконою, изображающею преподобного Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, молитвенно припавших ко Христу. На кремлевской стороне ворот висит икона — святители Петр и Алексий на молитве пред Богоматерью.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.