Дорогие братия и сестры! После Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос направил Свои стопы в город Капернаум. Там стоял отряд римского войска под начальством сотника. Сотник же этот был язычник, но его честная, добрая и искренняя душа уже познала всю ложь язычества и прилепилась к вере иудейской, как к единой истинной вере, исповедающей единого Бога. И он по собственному усердию даже построил для иудеев синагогу. Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжело заболел любимый слуга, или раб. В глазах язычника раб не считался за человека: если он становился старым или больным, то его продавали, как бесполезную вещь. Но, видно, сотник имел особенно доброе сердце: он окружил раба заботой, болел за него душой. Но все было напрасно. И вот сотник узнает, что в Капернаум возвращается Тот Самый Пророк — Чудотворец, Который недавно здесь же, в Капернауме, исцелил сына царедворца и множество больных. Как же он, чужой избранному народу Божию, обратится к божественному Учителю с мольбой об исцелении слуги? Но вера, как и любовь, изобретательна. Он обратился к иудейским старейшинам, которые охотно отозвались на просьбу доброго, всеми уважаемого сотника о посредничестве. И те, придя к Иисусу, как повествует святой евангелист Лука, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш [1]. Надо сказать, что Сердцеведец Господь видел и его пламенную веру, видел его глубокое смирение, видел его тревогу и тотчас пошел с ними к его дому. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что считаю себя недостойным принять Тебя в доме своем, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой [2]. В конце концов, когда болезнь стала угрожать смертью, сотник и сам поспешил навстречу грядущему Исцелителю и начал просить Его: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» [3].
По великому своему смирению сотник не ожидал, что Христос послушает его и тотчас отзовется, он сознавал себя недостойным не только благодеяния, но и того, чтобы пришел Господь в дом. Поэтому-то, сказав: «Слуга мой лежит», ничего к этому не прибавил. «Что же делает Иисус? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовался с желанием просителей, а здесь Сам предупреждает желание сотника и обещается не только исцелить, но и прийти в его дом. (Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его» [4].) А это делает для того, чтобы мы познали добродетели сотника: его веру и великое смирение» [5]. Что же делает сотник? Можно было ожидать, что он обрадуется такому неожиданному Гостю-благодетелю. Но в смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве: «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» [6]. Поистине, только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. «В то время, — говорит блаженный Августин, — когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». «Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — ведь и ныне можно Его принять, послушаем и поревнуем и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его Самого. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только — повели...» [7], и выздоровеет слуга мой! Воистину удивительно, что человек не из числа иудеев имел столь высокое представление о Христе. Потом, опасаясь, чтобы Христос, по Своему смирению, не отказался исцелить его слугу словом Своим, сотник говорит Ему: «Ибо я ... подвластный человек...», то есть «Ты Бог, я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то не гораздо ли более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью? Если я, будучи таким же человеком, как и подчиненные мои, и находясь под властью, имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают — говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает [8], — то не гораздо ли большую силу имеешь Ты? Ты можешь управлять смертью, как слугою, и повелевать ей, как владыка. Если Ты запретишь смерти прийти к моему слуге, то она и не придет». Видите, какую он имел веру? Сотник уже ясно открыл то, что впоследствии должно было всем открыться, то есть что Христос имеет власть над смертью и жизнью, что может низводить во врата ада и возводить оттуда. И несмотря на то, что имел такую веру, он почитал себя недостойным. А Христос показал, что он достоин. Сотник засвидетельствовал власть Спасителя, и Господь не только не осудил его, но и одобрил и похвалил. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: ...ив Израиле не нашел Я такой веры. [9]
Не нашел Он такой веры даже у тех, которые хвалятся, что они — избранный Божий народ. Вот почему Господь и дарует этому сотнику более, чем он просил: тот пришел искать телесного здравия слуге, а возвратился, получив Царствие Небесное. Если среди язычников, погибавших в бездне неверия, отчаяния и развращения, встречались такие добрые души, как этот благочестивый сотник, то значит, в этой непроглядной тьме языческого мира тлела искра Божия, таилось зерно добра; придет час — и эта искра Божия воспламенится, это зерно, согретое благодатью евангельской проповеди, возрастет и станет великим деревом и покроет всю землю. И время это уже близко: Христос Спаситель видит в сотнике начаток спасаемых из язычников, алчущих и жаждущих правды Божией, — видит и в пророческом духе, как Всеведущий Бог, возвещает обретение язычниками Царствия Божия. «Говорю... вам, что многие придут с востока и запада, — со всего света, согласно пророчествам, придут ко Мне через веру и возлягут на вечере Божией — в вечном блаженстве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства, то есть иудеи, считавшие себя законными наследниками этого Царствия, за свое неверие извержены будут во тьму внешнюю, на вечные мучения, там будет плач и скрежет зубов». [10]
Дорогие братия и сестры, но это же может относиться и к нам, православным христианам. И мы — чада Православной Церкви, сыны Царствия Божия; наша вера — единая, истинная, вера спасающая; но если мы будем исповедовать ее только устами и не подкреплять делами, если будем только превозноситься своим Православием, а жить — по-язычески, то и мы будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены во тьму кромешную.
Господь наш Иисус Христос похвалил веру сотника и оправдал ее проявлением Своего всемогущества. И сказал Иисус сотнику: «Ты веруешь, что Я могу повелевать болезням так же, как ты приказывать своим подчиненным; веруешь, что могу одним словом исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: "Иди, и, как ты веровал, да будет тебе". И за всемогущим творческим Божиим словом будет тотчас последовало самое дело: и выздоровел слуга его в тот час». [11]
Дорогие братия и сестры! Постараемся и мы молитвой, добрыми делами, очищением душ слезами покаяния стяжать такую же крепкую веру и глубокое смирение, какие имел этот сотник-язычник; и еще больше, чем он имел, потому что нам даны все средства к святости, а он был язычник некрещеный и не имел благодати Святого Духа. Если же при помощи Божией у нас будут глубокое смирение и твердая вера в Господа, в Его Святую Церковь, то, чего ни попросим за наших родных и близких, Он все подаст: дарует прощение грехов, исцеление тела и души, откроет очи духовные и поможет спастись всем. Аминь.
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 236-239
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Лк. 7, 4-5.
[2] Лк. 7, 6-7.
[3] Мф. 8, 6.
[4] Мф. 8, 7.
[5] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т.1. Беседа 26. С. 292.
[6] Мф. 8,8.
[7] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т.1. С. 293.
[8] Мф. 8, 9.
[9] Мф. 8, 10.
[10] Мф. 8, 11-12.
[11] Мф. 8, 13.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра