В Великий Понедельник Святая Церковь вспоминает сына ветхозаветного патриарха Иакова, праведного Иосифа Прекрасного, ставшего прообразом Господа Иисуса Христа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья и продали за 20 сребреников, так и Спасителя возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры, а Иуда Искариотский предал Его за 30 сребреников. Предлагаем вашему вниманию назидательные размышления святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры в 1821-1867 гг. на избранные места из Священной истории Ветхого Завета.
Возвратившись из Месопотамии, праотец Иаков поселился в земле Ханаанской, где жил его отец. У него родилось 12 сыновей, и младший из них Иосиф был его любимцем. Такое предпочтение навлекло на него ненависть братьев, которая особенно усилилась по случаю бывшего Иосифу пророческого сна. Однажды братья пошли со стадами отца в Сихем. Иаков послал любимого сына проведать их. Лишь только тот подошел, они сняли с него прекрасную разноцветную одежду, бывшую, вместе с другими знаками любви престарелого отца, причиной их зависти, и бросили его в безводный колодец, чтобы уморить голодом. Когда мадиамские купцы проходили мимо, братья вытащили Иосифа и продали им за 20 сиклей серебра. Мадианитяне же продали его в Египет начальнику телохранителей фараона. Господь пребывал с праведником, который был благоуспешен в делах своих и, живя в доме господина своего, пользовался его полной доверенностью. Но, будучи оклеветан, был заключен в темницу, где скоро имел случай показать свою мудрость, изъяснив сны хлебодара и виночерпия царских, находившихся вместе с ним в темнице.
Так, среди злоумышлений, в рабстве и самом глубоком унижении, к которым привела Иосифа зависть братьев, Господь обратил злобу человеческую к его возвышению и прославлению. Не должно думать, чтобы в этих происшествиях было что-нибудь случайное, что зависело только от причин человеческих. Самих врагов и препятствия Бог заставляет служить Своим предначертаниям, чтобы показать, что никто не может воспрепятствовать исполнению Его воли. Итак, когда тебя преследуют, не отчаивайся, не ропщи, но ожидай конца искушения и будь уверен, что Бог и само гонение может обратить в твою пользу. Все, чего Он от нас требует, есть непоколебимое терпение.
Взирая на долгий ряд несчастий, которые тяготели над Иосифом в течение многих лет, но не поколебали его веры и упования на Бога, мы научаемся, что не только временное благополучие не всегда бывает наградой добродетели, и несчастья не всегда бывают наказанием за грех, но и самые жестокие страдания и скорби, которые иногда, по неисповедимым судьбам Промысла Божия, претерпевают добродетельные, бывают для них путем к славе. В приключениях Иосифа, мы также видим поучительный опыт того, как вечная Премудрость Божия умеет действия страстей человеческих самые преступные и постыдные направлять к тому, чтобы возвысить достоинство Святых, подобно тому, как искусный живописец употребляет самые темные краски для того, чтобы придать более виду и блеска чертам наиболее важным в картинах, Бог в знаменательных сновидениях возвещает, что Иосиф будет некогда велик: это навлекает на Иосифа ненависть братьев и тяжкие страдания, а Бог сами страдания полагает в основание его величия.
Святые отцы, которые с удивлением видят в Иосифе одно из самых поразительных преобразований Иисуса Христа, указывают на соотношения между возвышением спасителя Египта и между славой Спасителя мира. Иосиф, изведенный из темницы, возвышается и получает от самого царя неограниченную власть над всеми народами Египта: Иисус Христос, исходя из гроба победителем смерти, получает от Отца Своего владычество над небом и землей. Иосиф, по вдохновению свыше, изъясняет тайны Божии и приготовляет богатый запас пшеницы, чтобы спасти народ от погибели во время голода: Иисус Христос открывает миру сокровища мудрости небесной и установляет таинства, как благодатные потоки для распространения по всей вселенной обилия заслуг страдания Своего и смерти и огня любви Божественной.
Богу угодно было допустить, чтобы для прославления Иосифа послужила средством ненависть его братьев, дабы через то показать неверующим, что люди не могут воспрепятствовать исполнению Его воли. Что нет в мире мудрости и силы, которые могли бы Ему противиться. И само сопротивление людей Он обращает к исполнению Своих намерений, дабы без всякой трудности, против их воли и через них совершать то, что Ему угодно. Человек одарен свободой, а между тем его обязанность – при помощи благодати Божией воздавать славу Богу, подчиняя свою волю Его воле. Но, когда он делает противное, то Бог являет торжество Своей Премудрости и святости, заставляя и само зло служить средством к достижению добрых целей.
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о благословении Иакова, говорит: «Подражайте сему праведнику, и старайтесь такое наследие оставлять детям вашим, которое бы ни от чего не могло потерпеть ущерба. Не будем заботиться о том, чтобы собирать деньги и оставлять их в наследство нашим детям: ибо будем научать их добродетели и просить им благословения от Бога. – Вот драгоценнейшее стяжание! Вот богатство неизобразимое словом, неистощимое, и на каждый день приносящее новый прибыток! Ничто не может сравняться с добродетелью, нет ничего могущественнее ее! Итак, все устремим к сему наши мысли, и будем научать наших детей всему предпочитать добродетель и ни во что вменять богатство (Беседа 66-я на книгу Бытия).
По мнению святых отцов, праведный Иосиф в своих страданиях и славе, за ними последовавшей, прообразовал Иисуса Христа, Воскресшего в славе после Своего страдания и смерти. В исполненном кротости и любви поведении Иосифа в отношении к братьям, которые так бесчеловечно предали его, нам представляется трогательное изображение беспредельного милосердия Христа к иудеям, из которых многие сперва требовали у Пилата Его смерти, а потом были обращены первой проповедью апостола Петра и образовали из себя юную Церковь, которой пламенное благочестие в таких назидательных чертах нам представляет книга Деяний апостольских. Иосиф подверг братьев испытанию, привел их к раскаянию в преступлении и простил им вину. Подобно сему и милосердие Божие призывает грешников к покаянию и спасению. Благо тому, кто, согрешив, не стыдится раскаяться в своем грехе и загладить его! Да притечет он с упованием ко Господу, Который ведает нашу немощь, и Которого милосердие препобеждает множество и тяжесть человеческих грехов.
Источник: Филарет (Дроздов), свт. Избр. места из Свящ. ист. Ветх. и Нов. Завета с назидат. размышл. Самара: Родное пепелище, 2010.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра