На протяжении почти семи веков, со дня основания монастыря, монахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сами шили себе облачения. Основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский сам кроил и шил одежду для братии. По милости Божией, в нашем монастыре сохранились некоторые личные вещи преподобного Сергия, в том числе его фелонь и монашеская схима. Эти и другие образцы древнего шитья хранятся в Ризнице Троице-Сергиевой Лавры.
В Православной церкви правила кроя облачений духовенства сформировались в XVI-XVII веках и с тех пор практически не менялись.
Но все же в разных монастырях есть небольшие отличия в покроях облачений. В Троице-Сергиевой Лавре существует свой порядок покроя и ношения монашеских одеяний. По благословению священноначалия насельники Лавры носят классический русский (запашной) подрясник, скуфейки, сшитые простым кроем без подворота.
Для монашествующих черный цвет подрясника и рясы является обязательным. Таково благословение святителя Филарета (Дроздова). Белому духовенству разрешены подрясники черного, коричневого, темно-синего, темно-фиолетового и серого цветов, для лета допускается и белый. На богослужениях, трапезах, общих собраниях поверх подрясника или рясы носят клобук и мантию - длинную накидку без рукавов, застегивающуюся у ворота и спускающуюся до земли. Традиция ношения клобуков была перенята от греческого духовенства в XVII в., на Руси получила распространение именно благодаря монахам Троице-Сергиевой обители (до этого все носили куколи – особый головной убор, который в настоящее время имеет право носить только Святейший Патриарх).
Местную традицию кроя в Троице-Сергиевой Лавре бережно сохраняет пошивочная мастерская. Руководит ее работой насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Прокопий (Базанов). В мастерской шьют облачения для лаврской братии и других монастырей. Все заказы мастера выполняют индивидуально от начала до конца.
Мастерские Троице-Сергиевой Лавры
В трех просторных и светлых цехах трудятся 20 талантливых мастериц. В коллективе дорожат репутацией. Все делают с молитвой. Добросовестное отношение заметно на всех этапах: начиная от выбора материала и его подготовки к раскрою, до того, какими нитками и как в конечном итоге будут сшиты готовые части облачения. В мастерской разработаны разнообразные лекала, которые позволяют шить облачения любой сложности на любую фигуру. Но ни одна даже самая хорошая выкройка не может полностью подойти человеку: все решается индивидуально и рождается в талантливых руках мастериц пошивочной мастерской. Работа ведется на современном оборудовании и из качественных тканей. Это, как правило, шерсть, полушерсть, креп, мокрый шелк, а также традиционный габардин и искусственный шелк. Одежда, сшитая из них, хорошо выглядит, при этом недорогая, не мнется и не требует большого ухода. На лето здесь шьют облачения из натурального льна и хлопка. На зиму – зимние рясы и теплые телогрейки.
В мастерской все делается по благословению. Портнихи Галина Витальевна Бурова, Наталья Степановна Рыбакова шьют головные уборы, Анна Павловна Пономарева - подрясники и рясы, часть из них потом реализуется через магазин на территории монастыря. В двух других цехах шьются подрясники и рясы для братии монастыря. Многие портнихи провели в пошивочной мастерской более половины жизни. Елена Александровна Кудряшова работает свыше 35 лет, Мария Мишина, Любовь Герасимова – чуть меньше, но опыт работы у них также большой.
В профессиональном арсенале каждой из них – свои секреты, находки, особые приемы и своя специализация. Лариса Викторовна Царькова, пришедшая в мастерскую 3 года назад, опытная швея. Она очень довольна творческой атмосферой в коллективе и условиями работы. Ларисе Викторовне специализируется на реставрации облачений. Наталья Ивановна Сорокина почти десяток лет шьет рясы и подрясники. Лариса Ивановна Святова шьет мантии, её производственный стаж более 30 лет.
В пошивочной мастерской Лавры выполняют заказы и от женских монастырей.
Пошив производится как из собственной ткани, так и на основе материалов, предоставляемых заказчиком.
Облачения, изготовленные в Лавре, носят православные священники Америки, Италии, Израиля, Греции, Японии, Китая и других стран. Увидеть образцы облачений можно на выставке изделий лаврских мастерских в цокольном этаже Трапезного храма.
Связаться с пошивочной мастерской и сделать заказ можно по телефонам:
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.