В 1925 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы отошел ко Господу Святейший Патриарх Тихон – первый Российский Предстоятель Церкви после вынужденного двухвекового перерыва.
Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». «Тяжелое время переживает наша Церковь», – писал в июле 1923 года Святейший.
Сам же Святейший Тихон был настолько скромен и чужд внешнего блеска, что очень многие при его избрании Патриархом сомневались, справится ли он со своими великими задачами. Но теперь, видя необыкновенно плодотворные результаты его подвижнической деятельности, можно справедливо сказать о Святейшем: все, что мог, он уже совершил, всецело оправдав те надежды, какие возложила на него Церковь.
Начались трудные времена для Церкви: отбиралось церковное имущество, имели место преследования и массовое истребление духовенства. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.
Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919 года, в разгар уже гражданской войны, он издает послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.
На основании циркуляра Комиссариата юстиции от 25 августа 1920 года власти на местах «проводили полную ликвидацию мощей». Такие действия еще ранее в обращении Святейшего Патриарха в Совнарком были квалифицированы как нарушение Декрета об отделении Церкви от государства.
В 1921 году в связи с голодом в Поволжье Патриарх благословил добровольную передачу небогослужебных церковных ценностей в помощь голодающим, но вскоре власти постановили изъять у Церкви все драгоценные предметы. Патриарх протестовал против насильственного изъятия богослужебных предметов. Эта позиция была расценена как саботаж, Патриарх был арестован и с апреля 1922 по июнь 1923 года находился в заключении, с мая – в Донском монастыре под домашним арестом, а летом 1922 года был препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ. С августа 1922 года до весны 1923 года велись регулярные допросы Патриарха и привлеченных вместе с ним лиц. Патриарха Тихона обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания.
В 1923 году был устроен обновленческий «Собор», на котором присутствовало несколько десятков по большей части незаконно поставленных архиереев, многие из которых были женаты. На этом «Соборе» было сделано лживое объявление о том, что «единогласно принято решение о снятии с Патриарха Тихона сана и даже монашества».
27 июня 1923 года закончилось более чем годовое пребывание Патриарха Тихона под арестом, заточение его во внутренней тюрьме ГПУ, и он был переведен вновь в Донской монастырь. Власти следили за каждым шагом Патриарха. Жизнь святителя все время была под угрозой. Не раз на него покушались. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб – убит в упор тремя выстрелами – келейник Святейшего Яков Полозов.
Обычно Патриарх служил почти ежедневно. Последний год жизни он был серьезно болен, но служил по воскресеньям и праздникам. За два дня до смерти он совершил последнюю Литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской, а 7 апреля 1925 года, на Благовещение, в возрасте 60 лет Патриарх Тихон скончался в больнице на Остоженке – по официальным данным, от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. За несколько часов до смерти он произнес: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Святитель был погребен в Малом соборе Донского монастыря при огромном стечении народа. На похороны его собралось от 100 до 500 тысяч человек, стоявших под открытым небом.
За пару месяцев до смерти Патриарх написал завещание: «В годы гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».
В 1930-е годы на плечах обновленческого митрополита Александра Введенского появился зеленый саккос. Кто-то из «тихоновцев» предположил, что это тот саккос, в котором был погребен Святейший Тихон. Поэтому после кончины Введенского саккос был приобретен Святейшим Патриархом Алексием I, отреставрирован и помещен в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Принадлежность облачения Патриарху Тихону подтверждала надпись на музейной витрине.
В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихона к лику святителей. Его мощи были обретены в 1992 году и сейчас покоятся в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра