Московский митрополит Платон (Левшин, 1737-1812) в своей «Автобиографии» описывает, как он проходил обучение со своим братом в Славяно-латинской академии в Москве. В 1757 г. по окончании обучения Платон (Левшин) был принят в Академию учителем пиитики и греческого языка. В 1761 г. стал ректором Троицкой семинарии. C 1766 г. – священноархимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода. В 1775 г. назначен архиепископом Московским, с 1775 г. – директором Славяно-латинской академии, которая при нем стала Славяно-греко-латинской.
Петербургский чиновник надворный советник Иван Григорьевич Григорьев (1738 – после 1802) родился в семье суздальского священника Московской губернии.«Записки» И. Г. Григорьева впервые были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1802 г. Из них мы узнаем, что в возрасте шести лет отец сам начал учить его азбуке. Автор описывает и процедуру проверки знаний епархиальным архиереем, свое внутреннее состояние во время встречи с высшим должностным лицом епархии. По возвращении домой автор продолжил обучение уже у частных лиц, причем купеческого звания. К сожалению, о годах обучения в семинарии автор умалчивает, не приводит никаких сведений.
Витебский губернский прокурор коллежский советник Гавриил Иванович Добрынин (1752-1824) родился в семье священника в селе Радогож Севского уезда Белгородской губернии. Чтению и письму мальчика обучал дед-монах со стороны отца, живший в Севском Спасском монастыре. Ближайшая семинария, как пишет Г. И. Добрынин, находилась в пятистах верстах в Москве, народных училищ еще не было, «а университеты и гимназии не для нас, да правду сказать, мы с дедом ни о чем этаком, чего нет, и помышлять не могли». Поэтому в 1765 г. Гавриила отдали в контору графа П. Г. Чернышева для усовершенствования в письме. В воспоминаниях Г. И. Добрынина раскрыт дальнейший путь сына сельского священника, получившего основы образования от дедов и в монастыре, совершенствования его умений в письме на гражданском поприще.
В отдельную группу можно выделить мемуары детей священников, обучавшихся в православных духовных школах на Украине, которые появились уже в XVI-XVII вв. под эгидой православных братств, создававшихся в различных городах Речи Посполитой, и наследовали традиции европейского богословского образования раннего Нового времени.
Поэт и переводчик греческих классиков, издатель ряда журналов Иван Иванович Мартынов (1771-1833) родился в местечке Перволочине Полтавской губернии в семье священника Николаевской церкви. В 1780 г. на девятом году он вместе со старшим братом был отдан на обучение в Полтавскую семинарию. Братьев приняли на казенное содержание в бурсу, учрежденную при семинарии для бедных сирот. В начале 1788 г. И. И. Мартынов начал преподавать греческий язык в семинарии, а в сентябре того же года был послан в Александро-Невскую семинарию в Петербург для подготовки в качестве преподавателя.
Сенатор, пензенский губернатор, действительный тайный советник, литератор Федор Петрович Лубяновский (1777-1869) родился в селе Млине Зеньковского уезда Полтавской губернии в семье священника. Отецотдал Федора в возрасте 10 лет учиться в Харьковский коллегиум. По результатам экзаменов тот был принят сразу в 3-й класс. В своих воспоминаниях Ф. П. Лубяновский высоко отзывается об этом учебном заведении и его руководителе.
Профессор Санкт-Петербургского университета Яков Васильевич Толмачев (1779-1873) родился в слободе Липцы Харьковской губернии в семье причетника-дьячка. Воспоминания Я. В. Толмачева очень ярко характеризуют нелегкое детство детей сельского духовенства, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом, помогая семье. По предписанию духовного начальства в 1793 г. на 14-м году жизни Якова отдали учиться в Харьковский коллегиум. Толмачев ярко описал помещение бурсы и бытовые условия, в которых приходилось жить ученикам. Как и авторы других воспоминаний, благодаря настойчивому овладению знаниями Толмачев многого добился в жизни и смог написать интересные воспоминания, которые стали для нас источниками ценных сведений о далеком прошлом.
Подведем итог. Все авторы мемуаров выросли в семьях сельских священников или дьячков центральной России или Украины. Их воспоминания подтверждают типичное явление российской действительности XVIII столетия: практику обучения этих детей началам грамоты в семье или в малых частных школах, действовавших неподалеку от дома. Причем, в отличие от дворян, нередко начинавших учиться грамоте в сравнительно позднем возрасте, дети, принадлежавшие к духовному сословию, начинали обучаться с 5-6 лет. Мы имеем пример неплохого знания латыни и сельским священником, способным обучить сына ее основам так, что его приняли в среднее учебное заведение сразу в 3-й класс. Примечательно, что пять из шести авторов воспоминаний продолжили свое обучение в семинариях, коллегиуме, Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и информация об этом обучении ярко отражает сложные условия, в которых им приходилось овладевать знаниями.
А. В. Емельянова
Источник: Вестник ПСТГУ.Сер. 4: Педагогика. Психология. Вып. 4 (35). М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – С. 90-102.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра