Начатое до революции 1917 г. изучение древних распевов, в первую очередь знаменного, не прекратилось и в советский период. Свидетельством тому может быть список литературы, посвященной этому вопросу, опубликованной в период с 1917 г. по 1999 г. Этот список косвенно отражает нелегкую судьбу Церкви в советский период и показывает значительный интерес к древнему церковному пению даже в тяжелые для Церкви годы.
К 1917 г. относятся три исследования по проблемам знаменного распева. Это работы В. В. Лебедева «Знаменный распев как основа пения Православной Церкви: Из уроков, читанных в Тамбовской духовной семинарии», М. А. Лисицына «К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Русской Церкви (по поводу книги о. Металлова "Богослужебное пение в Русской Церкви в период домонгольский")» и А. В. Никольского «Формы русского церковного пения. Разбор форм напевов на "Господи, воззвах", и запевов перед стихирами знаменного распева. Разбор форм догматиков знаменного распева 1, 2, 3 и 4 гласов».
В 1918 г. выходят в свет лишь две публикации: «Простое искусство и его непростые задачи» А. Д. Кастальского и «Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением Церкви» Ю. А. Олсуфьева.Затем наступает перерыв вплоть до 1924 г., когда в публикации А. В. Преображенского «Культовая музыка в России» появляется косвенное упоминание о знаменном распеве.
В 1926 г. выходят статья А. В. Преображенского «Греко-русские певчие параллели XII-XIII веков» и в 1927 г. – его же статья «Ранняя музыкальная азбука XVII в.». В том же 1927 г. опубликована статья А. Фанягина «Проект Бортнянского» о необходимости издания русских церковных напевов по древней крюковой системе. В 1928 г. выходят «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» Н. Ф. Финдейзена.
После этого статьи и очерки публикуются эпизодически.
1938 г.: «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры» Т. Н. Ливановой.
1939 г.: первая работа М. В. Бражникова – очерк «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки».
1946 г.: «Многоголосие знаменных партитур» М. В. Бражникова и первая работа Н. Д. Успенского «Лады русского Севера».
1949 г.: работа М. В. Бражникова «Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVIII вв. Применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений» объемом 104 с. и его же статья «Русские певческие рукописи и русская палеография».
В 1958 г. М. В. Бражников публикует статью «Неизвестные произведения певца и распевщика XVI Федора Христианина».
В 1960 г. опубликован доклад Н. Д. Успенского «Византийское пение в Киевской Руси» объемом 12 с.
В 1962 г. – книга В. М. Беляева «Древнерусская музыкальная письменность» объемом 134 с. с нотными примерами.
Начиная с 1965 г. уже довольно активно выходят статьи и самостоятельные издания, названия которых свидетельствуют о серьезном изучении теории знаменного пения и его специфических особенностях». Помимо работ М. В. Бражникова и Н. Д. Успенского, появляются небольшая статья Н. П. Парфентьева «Крюковые рукописи в собраниях Свердловской области» (1970), статья А. В. Конотопа «Супрасльский ирмологион» (1972), им же в 1974 г. защищена диссертация «Супрасльский ирмологион 1598-1601 гг. и теория транспозиции знаменного распева (на материале певческих нотолинейных рукописей XVII в.)».В этот ряд можно поставить и диссертацию Е. Л. Бурилиной «Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII вв.».
«Древнерусское певческое искусство во многом безмолвствует, потому что в живом виде знаменное пение сохранилось только у старообрядцев. Но старообрядчество настолько впитало идеологию обособления, что стало очень трудно отделить пение от того духа, который старообрядцы в него привносят. Проблема знаменного пения сейчас в том, что мы не знаем, как петь: как старообрядцы, мы петь не можем, а как пели "никониане", мы не знаем. Необходимо максимально хорошо освоить знаменную нотацию, научиться понимать, что в самом знаменном распеве наиболее подлинно, но возвращать его в богослужение нужно бережно. Категоричность установок некоторых регентов, поющих знаменным распевом, усиливает негативное впечатление», – считает регент хора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Королева.
Игумен Силуан (Туманов)
Источник: Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб.: Изд-во РХГА, 2016. № 1. Т. 17. Вып. 2. – С. 197-205.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра