Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежского, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображения. Живописные же полотна, отражают то влияние, которое оказал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.
Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не давалась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил знание Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таинственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигуру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинственное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.
Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».
Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигуре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предстоящих ему.
Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем творчестве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.
Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие художники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпизод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.
К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.
Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины деревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые способны усмирить даже самого лютого зверя.
Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.
Среди художников XIX — первой половины XX в. особой популярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.
Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в разном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «...он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изображена повседневная жизнь и труды монахов. Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соответствует исторической правде. В «Житии» приводится случай, когда поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не признал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.
Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов
Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чудеса, явленные Богом через Преподобного.
Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.
Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин. Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига. Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.
Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.
Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.
У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать. Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отправился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.
Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова
Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.
Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объединения русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.
Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Совсем другое настроение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, деревни и церкви. По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее — это и есть Родина, которую предстоит защитить князю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде...» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, посвященные образу преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.
На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской
Ю.П. Пантюхин
Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмотря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображена не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Преподобного.
Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Константиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец восточной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.
Художник ставит русского святого в один ряд с великими учителями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важно, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справедливости, вели их по пути духовного совершенствования.
Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает значение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.
Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сергия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не абстрактным святым, недосягаемым в своем величии, а живым человеком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим примером Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал слабости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и доброту даже к тем, кто обижал его.
Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного снова и снова.
Неослабевающий интерес художников к образу этого святого показывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со столетиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему является Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра