Благодатно преобразуемая верой, надеждой и любовью человеческая личность постепенно формируется κατὰ Χριστόν (по Христу), усвояет Его Личность в качестве своей собственной, пока наконец сама не станет Христо-образной, пока не о-Бого-человечится, пока не обожится. Разумеется, переход из этического тройства в Божественное бесконечно таинствен и всегда наданалитичен для любого человеческого и человеко-центричного разума. Здесь необходимо благодатно-мистическое переживание самого факта. Преподобный Макарий Великий служит исключительным образцом опытного переживания этого таинственного перехода из этической в Божественную Троицу. По его учению, этическое тройство – это посредник между человеком и Божественной Троицей; оно – некий вид предтечи, возвещающего о Божественной Троице; оно – этическое введение в метафизику (догматику) христианства. Через нее совершается этическое со-воплощение, срастворение личности с Божественной Троицей; совершается процесс обожения, отроичения. Обожение – это высшая на земле ступень, которой достигает личность, восстановленная богочеловеческим этическим тройством. Прп. Макарий сам опытно переживает и богодухновенно описывает благодатно-мистическое возрастание личности от эмбриона до совершенного человека.
Процесс обожения (Θέωσις) личности совершается всегда в категории Бого-человечности. Через этическое тройство Господь воплощается, соединяется со святыми и верными душами, вносит «душу в душу, сущность в сущность», чтобы святые могли «причащаться жизни Божества – ζωῆς Θεότητος μετασχεῖν» – и жить новой, Богочеловеческой и бессмертной жизнью. Глаголя Марии (сестре Лазаря) свои Богочеловеческие слова, Господь «дает ей некую сокровенную силу от Своей сущности – ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας», и Его «слова вошли в сердце, стали душею в душе – ψυχὴ εἰς ψυχὴν, духом в духе – πνεῦμα εἰς πνευμα, и Божественная сила наполнила сердце ее». Существенное усвоение Христа соделывает людей святыми, обоженными. Святые еще в этой жизни «причащаются Христовой сущности и Христова естества (ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας κὰι φύσεως... μετέχουσιν)». О-Бого-человечивание личности объемлет все ее психо-физическое содержание; человек облекается в «нового и небесного человека – Иисуса Христа, и также опять в соответственность очам имеет свои очи – ὀφθαλμοὺς πρὸς ὀφθαλμούς, и в соответственность ушам – свои уши, и в соответственность главе – свою главу, чтобы всецелый – ὅλος – человек был чист и носил на себе наднебесный образ (τὴν ἐπουράνιον εἰκόνα)». Приемля «небесный дар от ипостаси Божества» – ἐκ τῆς ὑποστάσεως τῆς Θεότητος (= из существа Божественного), христиане становятся «причастниками Божественного естества» – θείας κοινωνοὶ φύσεως. «Для того пришел Господь, чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному, причастницами Божественного естества – θείας κοινωνοὶ φύσεως, и в душу нашу вложить душу небесную, то есть Божественного Духа, путеводствующего нас во всякой истине, чтобы могли мы жить вечною жизнью – ζωήν αἰώνιον ζῆσαι». Но душа становится общницей Божественного естества через благодатное перерождение себя верой, надеждой и любовью.
Всю природу человеческой личности Христос изменяет, обновляет и обожает, «смешивая – κέρασας – ее со Своим Божественным Духом». Христо-образие христиан простирается до того, что они становятся «помазанниками (христами) от единой, так сказать, с Ним сущности – τῆς αὐτῆς οὐσίας и единого тела», ибо Освящающий и освящаемые, все – от Единого (Евр. 2:11). «Совершенные христиане... суть и сыны, и господа, и боги – θεοί». Они опытно переживают жизнь как Богочеловеческую реальность. Через призму своей обоженной личности они зрят божественную суть тварей, они видят, что все созданное Богом – добро и что «всякая тварь Божия добра».
Процесс обожения человеческой личности полностью носит органический характер: от богочеловеческого эмбриона до полной зрелости личность проходит через все фазы органического роста; «постепенно – κατὰ μικρὸν – возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста (Еф. 4:13)». Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. «Жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин. 3:3)». Всю икономию спасения Господь Иисус Христос сводит к рождению «от Его Божества» – ἐκ τῆς αὐτοῦ Θεότητος. Любя «род человеческий как Свой собственный образ» – ὡς ἰδίαν εἰκόνα, Господь желает его «породить от Своего Божественного семени» – ἐκ τοῦ αὐτοῦ σπέρματος τῆς Θεότητος. Рождаясь из Богочеловека Христа, новорожденный (= возрожденный) приобретает богочеловеческий характер и способности, он носит образ Христов, ибо в детях, рожденных от Христова семени – ἐκ τοῦ σπέρματος Αὐτοῦ, изображен, написан (вообразован, ἐμορφώθη) Христос. Через генетическое родство со Христом человек обретает свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является восстановителем, воссоздателем, зодчим личности: как «превосходный живописец – Христос в душах, которые в Него веруют и к Нему устремлены непрестанно, скоро по образу Своему (κατὰ τῆν εἰκόνα Ἀυτοῦ) живописует небесного человека, и от Духа Своего, от сущности (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) неизглаголанного света Своего написует небесный образ (εἰκόνα οὐράνιον) и дает душе прекрасного и доброго Жениха ее». Богочеловеческая жизнь души прямо зависит от сосредоточения всех жизненных сил души в образе (εἰκών) Христа. Душа мертва, если не имеет в себе «жизни души – τὴν ζωὴν τῆς ψυχὴς», т.е. если не носит «небесного образа Божественного света». Душа не имеет ценности, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т. е. отпечатленного в ней Христа – Χριστὸν ἐντετυπωμένον ἐν αὐτῇ».
Христиане распознаются по тому, что имеют «образ Царя» Христа. «Если кто не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и царским родом и Божиим чадом... не может носить небесный и многоценный бисер, сей образ неизглаголанного света – τὴν εἰκόνα τοῦ φοτὸς τοῦ ἀλαλήτου, т.е. Господа». Христианин – это таинственный синтез мира горнего и дольнего, мира физического и метафизического, ибо он носит в себе «образ небесного» человека. «Небесный образ – Иисус Христос – таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых». Христиане Духом Святым преобразуются в образ (= лик) Христов, ибо Христос для сего и пришел. Христианин совлекается древнего, дьяволо-образного человека и облекается в «небесного и нового Человека, то есть во Христа». Облечься во Христа, стать Христо-образным, написать в себе образ Христов, усвоить Его образ в качестве сущности своего естества – это и есть единственный и предвечный смысл личности. «Соединенные с Божиим Духом уподобляются – ἀφωμοίωνται – Самому Христу». Не христиане – те, которые не уподобились, не во-образились во Христа, не стали «причастниками Божественного естества» и не срастворили (= не соединили) своей природы с Солнцем Правды – со Христом. Для того, чтобы человек мог «прийти в возможность уподобиться благому и Божественному естеству и сраствориться благою и святою действенностью благодати», ему необходимо подвизаться подвигом веры, надежды и любви. «Когда душа твоя будет в общении с Духом и небесная душа войдет в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын». Духоносные христиане «внутренно исполнены Божеством», ибо «от Господа свыше изливается в душу жизнь божественная».
Обитая в человеке, Божество обожает человека, делает его богоносным и богообразным (= Бого-подобным). «Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек приходит в меру первого Адама и становится даже выше его; потому что делается обоженным (обожается человек – ἀποθεοῦται ἄνθρωπος)». Обоженный человек – это единственный естественный оригинал всего именуемого человеком; через обожение человек генетически породняется с Богочеловеком Христом, становится Его «братом и сыном». Поэтому христиане – это «сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному». Божественная Троица – единственно вечно-новая; и срастворяясь (= соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается «новой тварью».
Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда «взойдет к совершенству, совершенно (τελείως) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, – тогда делается она вся светом (ὅλη φῶς), вся – оком (ὅλη ὀφθαλμός), вся – духом, вся – радостью, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою». «Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом... делается вся оком». Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, «внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми». Они становятся по благодати (κατὰ χάριν) тем, что Бог есть по естеству (κατὰ φύσιν), и все добродетели становятся для них «ὡς φύσις» (как бы природой). Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек – в Господе, и «Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода». Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (= Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).
Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него – со Отцем и Духом Святым. Обогочеловечение – синоним отроичения. Возрастание личности через этическое тройство, ее формирование «по образу Божию (κατ’ εἰκόνα Θεοῦ)», Христос таинственно совершает Духом Святым, пока ее не отроичит и не соделает «обителью» Святой Троицы. Обожение, обогочеловечение проникает через все содержание личности: богообразный характер личности получает перевес, грех исчезает и человек возвращается в состояние безгрешного богообразия, которое он имел прежде грехопадения.
Процесс обожения охватывает и орудия познания. Освобождение их от греха через веру, надежду, любовь, срастворение (соединение) их без остатка с Божеством приводит их наконец к состоянию обоженности, обогочеловеченности, отроиченности. За процессом их обожения богомудро следит преподобный Макарий. Для полноты мы попытаемся особо изложить его учение об обожении главных орудий познания: души, ума и воли.
Прп. Иустин (Попович)
Источник: Иустин (Попович), прп. Собр. творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. М.: Паломник, 2004. – С. 285-288.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра