Обожение души

Обожение души

Прп. Иустин (Попович)

Через благодатно-мистическое тройство мистическо-личные отношения души со Христом развиваются до брачной близости невесты и жениха. Христос становится Женихом души, а душа – «невестой Христовой» [1]. Вся объятая верой, надеждой и любовью душа горит «ненасытным духовным желанием стремиться к Небесному Жениху» [2]. До обращения ко Христу в вере, надежде и любви душа блудодействовала с сатаной, сейчас она «общается лишь с Небесным Женихом» [3], ибо она, уязвленная любовью, тоскует по Нему и умирает от желания прекрасного, разумного и мистического общения с Ним, общения святого и бессмертного [4]. Изъязвленную грехом душу человечества Бог «омыл и исцелил язвы» – и «привел ее к Небесному Жениху» [5]. Утвержденную в вере, надежде и любви душу Господь, «очистив от порока, какой есть в ней, приводит к Себе как непорочную и нескверную невесту» [6]. Через тесные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели, и Небесный Жених соделывает ее «не только храмом Божиим, но и дщерью царевой и царицей» [7]. Душа, имеющая в себе Христа, становится церковью Божией (ἐκκλησία τοῦ Θεοῦ), и все ее силы и проявления сливаются в бесконечно изящную соборность, ибо душа вступает в сообразное единство с Небесным Женихом «и срастворяется с небесным – κιρνᾶται τῷ ἐπουρανίῳ» [8].

Мистическое срастворение (= соединение) души-невесты с Женихом Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог ее «оживляет из умерщвленности», затем «очищает ее от скверны» и принимает ее к Себе, изменяя ее постепенно – κατὰ μικρὸν, – «пока не возрастит в собственный Свой возраст. Расширяет и возвышает ее до беспредельного и безмерного возрастания – εἰς ἀπέραντον καὶ ἀμέτρητον αὔξησιν, пока не соделается непорочною и достойною Его невестою. Сперва рождает ее в Себе и Сам возращает, пока не восприимет она совершенной меры любви к Нему; потому что Сам, будучи совершенным Женихом – τέλειος Νυμφίος, и ее, совершенную невесту – τελείαν νύμφην, – приемлет в святое, таинственное и чистое общение брака, и тогда она воцаряется с Ним на бесконечные веки» [9], возвеселяется вместе с ним [10] и общается с Христом, «как общается невеста с Женихом» [11]. Бесконечная тайна брака души-невесты и Жениха Христа разрастается в вечную, великую тайну Церкви и Христа [12]. Созерцая эту бесконечную, эту блаженную тайну, душа преподобного Макария выливается в радостное восклицание: «О, какое тесное общение невесты с Небесным Женихом!» [13].

Срастворение (= соединение) богообразной души с Христом совершается Духом Святым. Когда душа вся всецело (ὅλη ἐξ ὅλου) в вере, надежде и любви посвящает себя Господу, когда всю Ему себя предает и непрестанно творит Его заповеди, тогда Дух Святой озаряет ее, и осеняет, и удостаивает «быть в единый со Христом дух и в единое срастворение – μετ’ αυτοῦ εἰς ἓν πνεῦμα καὶ μίαν κρᾶσιν γενέσθαι» [14]. Через срастворение (κρᾶσιν) со Христом человеческая душа становится поистине «как душа Господа – ὡς ψυχὴ τοῦ Κυρίου» [15], а также и «Господь становится ее душой» [16]; и Господь, «седящий в небесном граде на престоле величествия на высоких, весь пребывает с душею в теле ее – ὅλος πρὸς αὐτὴν ἐν τῷ σώματι αὐτῆς ἐστιν, потому что образ ее – αὐτῆς ἐικόνα – положил Он горé, в небесном граде святых Иерусалиме, а собственный образ (αὐτῆς ἐικόνα) неизреченного света Божества Своего положил в теле ее» – τὴν δὲ ἰδίαν εἰκόνα τοῦ ἀρρήτου ϕωτὸς τῆς Θεότητος αὐτοῦ [17].

Восстановленная верой, надеждой и любовью человеческая личность реально бесконечна, ибо своей богообразной душой она обитает в бесконечном Царстве прославленного Христа, но она и бесконечно реальна, ибо в ее теле в качестве души ее живет Образ Христа, эта единственная бесконечная реальность. «Он (т.е. Христос) служит ей (т.е. душе) во граде тела ее, но и она служит Ему во граде небесном» [18]. Став душою человеческой личности, «Господь, истинный Художник», перерабатывает сердце, тайно его обновляет, пока вновь не явится богообразная «красота души» – τῆς ψυχῆς τὸ κάλλος [19], присущая ей до грехопадения. Благодатно и нравственно срастворенная со Христом, обитая в прославленном Христе, душа вся обретает себя, обращается и пребывает в сфере Святой Божественной Троицы; вся ее природа отроичена; все ее действие троично, богообразно, Христообразно [20]. Христообразный, богочеловеческий характер личности сохраняется через весь долговременный процесс духовного возрастания и достигает своей заключительной стадии, когда личность усвоит «всю полноту Христа» и возрастет в мужа совершенного [21].

Такая личность вся Христо-образна: и тело, и душа ее, все ее содержание источает Христо-образную красоту, ибо вся она объята, вся упоена «неизреченной красотой... лица Христова» [22]. Христос проникает до последних тайников души, изгоняет из нее последний атом греха и всю тьму страстей, изгоняет грех, эту единственную причину безобразия и мерзости, восстанавливает «бесстрастную и нетленную красоту» (άπαθές καί ἄϕθορον κάλλος) души [23] и соделывает ее престолом Своей Богочеловеческой славы [24].

Богочеловеческое бесстрастие (ἀπάθεια) души – эта одна из специфических особенностей Нового Завета. Христос воплотился, чтобы люди могли участвовать в Его бесстрастии [25]. «Для освящения и теснейшего бесстрастия обитает Спаситель в достойных, чтобы, будучи Сам бесстрастен – ἀπαθὴς, Он мог соделать бесстрастными – ἀπαθεῖς – принявших Его» [26]. «В совершенную меру бесстрастия» приходят души лишь Христо-образные, преизобилующие верой, надеждой и любовью и обоженные обитанием в таинственных благодатных глубинах Триипостасного Божества [27]. Цель благочестия – это очищение души и обитание Духа Святого через добрые дела [28]. Но «полностью очистить душу» возможно лишь молитвенно-благодатным перерождением себя в вере, надежде и любви [29]. Через веру, надежду и любовь Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным [30]. Лишь душа, срастворенная (= соединенная) с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, «ибо Божественная Троица вселяется в душе очищеннойἘνοικεῖ γὰρ ἡ Θεία Τριὰς ἐν τῇ καθαρώς ἐχούσῃ ψυχῇ» [31]; «вселяется же не как Она Сама в Себе есть (οὐ καθ’ ὅ ἐστιν), – потому что невместима для всякой твари, – но по мере способности и удобоприемлемости человека» [32]. В эту «совершенную меру христианства» приходит лишь святая, чистая, обогочеловеченная душа [33].


Источник: Иустин (Попович), прп. Собр. творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. – М.: Паломник, 2004. С. 289-291.


Примечания

[1] De libert. mentis, 4. Col. 937 D.

[2] Hom. X, 1. Col. 541 В.

[3] II Ep. Col. 416С.

[4] Ibid. Col. 416CD.

[5] Hom. XV, 47. Col. 608 C. Cp.: Hom. XLVII, 14. Col. 805 C; Hom. XXVII, 3. Col. 696 A.

[6] Hom. XXXIII, 4. Col. 744B.

[7] II Ep. Col. 417A.

[8] Hom. XII, 15. Col. 565 D.

[9] Hom. XLVII, 17. Col. 808 BC.

[10] De chant. 8. Col. 916A.

[11] Hom. XXXVIII, 5. Col. 761 B.

[12] Ibid.: «Ибо сказано: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и в непорочную душу». Ср.: Еф. 5, 32.

[13] Hom. XXV, 8. Col. 673 А.

[14] Hom. IX, 12. Col. 540 АВ. Ср.: Hom. XLVI, 3. Col. 793 С: «Ибо когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум (мысль, мышление)».

[15] De libert. mentis, 12. Col. 944 D.

[16] Ibid. Col. 944 C: «Господь делается как бы душею».

[17] Hom. XLVI, 4. Col. 793 D.

[18] Ibid.

[19] Hom. XVI, 7. Col. 617 С.

[20] De charit. 7. Col. 913 CD; Hom. XVIII, 10. Col. 641 АВ.

[21] De charit. 7. Col. 913 D – 916 A.

[22] Hom. I, 2. Col. 452B.

[23] De charit. 16. Col. 921 BC.

[24] Hom. XXXIII, 2. Col. 741 D: De elev. mentis, 12. Col. 900 C.

[25] II Ep. Col. 417 C.

[26] Ibid. Col. 409 C.

[27] Hom. X, 2-5. Col. 541 B – 544 C; De charit. 27. Col. 929 B.

[28] II Ep. Col. 433 A.

[29] Ibid. Col. 436 AB.

[30] Hom. XXXII, 6. Col. 737 BC.

[31] De charit. 28. Col. 929 D – 932 A.

[32] Ibid. Col. 932 A.

[33] Ibid. Col. 932 C. Ср.: Hom. XXXII, 6. Col. 737 B.


19 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.