Прп. Иустин (Попович)
Через благодатно-мистическое тройство мистическо-личные отношения души со Христом развиваются до брачной близости невесты и жениха. Христос становится Женихом души, а душа – «невестой Христовой» [1]. Вся объятая верой, надеждой и любовью душа горит «ненасытным духовным желанием стремиться к Небесному Жениху» [2]. До обращения ко Христу в вере, надежде и любви душа блудодействовала с сатаной, сейчас она «общается лишь с Небесным Женихом» [3], ибо она, уязвленная любовью, тоскует по Нему и умирает от желания прекрасного, разумного и мистического общения с Ним, общения святого и бессмертного [4]. Изъязвленную грехом душу человечества Бог «омыл и исцелил язвы» – и «привел ее к Небесному Жениху» [5]. Утвержденную в вере, надежде и любви душу Господь, «очистив от порока, какой есть в ней, приводит к Себе как непорочную и нескверную невесту» [6]. Через тесные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели, и Небесный Жених соделывает ее «не только храмом Божиим, но и дщерью царевой и царицей» [7]. Душа, имеющая в себе Христа, становится церковью Божией (ἐκκλησία τοῦ Θεοῦ), и все ее силы и проявления сливаются в бесконечно изящную соборность, ибо душа вступает в сообразное единство с Небесным Женихом «и срастворяется с небесным – κιρνᾶται τῷ ἐπουρανίῳ» [8].
Мистическое срастворение (= соединение) души-невесты с Женихом Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог ее «оживляет из умерщвленности», затем «очищает ее от скверны» и принимает ее к Себе, изменяя ее постепенно – κατὰ μικρὸν, – «пока не возрастит в собственный Свой возраст. Расширяет и возвышает ее до беспредельного и безмерного возрастания – εἰς ἀπέραντον καὶ ἀμέτρητον αὔξησιν, пока не соделается непорочною и достойною Его невестою. Сперва рождает ее в Себе и Сам возращает, пока не восприимет она совершенной меры любви к Нему; потому что Сам, будучи совершенным Женихом – τέλειος Νυμφίος, и ее, совершенную невесту – τελείαν νύμφην, – приемлет в святое, таинственное и чистое общение брака, и тогда она воцаряется с Ним на бесконечные веки» [9], возвеселяется вместе с ним [10] и общается с Христом, «как общается невеста с Женихом» [11]. Бесконечная тайна брака души-невесты и Жениха Христа разрастается в вечную, великую тайну Церкви и Христа [12]. Созерцая эту бесконечную, эту блаженную тайну, душа преподобного Макария выливается в радостное восклицание: «О, какое тесное общение невесты с Небесным Женихом!» [13].
Срастворение (= соединение) богообразной души с Христом совершается Духом Святым. Когда душа вся всецело (ὅλη ἐξ ὅλου) в вере, надежде и любви посвящает себя Господу, когда всю Ему себя предает и непрестанно творит Его заповеди, тогда Дух Святой озаряет ее, и осеняет, и удостаивает «быть в единый со Христом дух и в единое срастворение – μετ’ αυτοῦ εἰς ἓν πνεῦμα καὶ μίαν κρᾶσιν γενέσθαι» [14]. Через срастворение (κρᾶσιν) со Христом человеческая душа становится поистине «как душа Господа – ὡς ψυχὴ τοῦ Κυρίου» [15], а также и «Господь становится ее душой» [16]; и Господь, «седящий в небесном граде на престоле величествия на высоких, весь пребывает с душею в теле ее – ὅλος πρὸς αὐτὴν ἐν τῷ σώματι αὐτῆς ἐστιν, потому что образ ее – αὐτῆς ἐικόνα – положил Он горé, в небесном граде святых Иерусалиме, а собственный образ (αὐτῆς ἐικόνα) неизреченного света Божества Своего положил в теле ее» – τὴν δὲ ἰδίαν εἰκόνα τοῦ ἀρρήτου ϕωτὸς τῆς Θεότητος αὐτοῦ [17].
Восстановленная верой, надеждой и любовью человеческая личность реально бесконечна, ибо своей богообразной душой она обитает в бесконечном Царстве прославленного Христа, но она и бесконечно реальна, ибо в ее теле в качестве души ее живет Образ Христа, эта единственная бесконечная реальность. «Он (т.е. Христос) служит ей (т.е. душе) во граде тела ее, но и она служит Ему во граде небесном» [18]. Став душою человеческой личности, «Господь, истинный Художник», перерабатывает сердце, тайно его обновляет, пока вновь не явится богообразная «красота души» – τῆς ψυχῆς τὸ κάλλος [19], присущая ей до грехопадения. Благодатно и нравственно срастворенная со Христом, обитая в прославленном Христе, душа вся обретает себя, обращается и пребывает в сфере Святой Божественной Троицы; вся ее природа отроичена; все ее действие троично, богообразно, Христообразно [20]. Христообразный, богочеловеческий характер личности сохраняется через весь долговременный процесс духовного возрастания и достигает своей заключительной стадии, когда личность усвоит «всю полноту Христа» и возрастет в мужа совершенного [21].
Такая личность вся Христо-образна: и тело, и душа ее, все ее содержание источает Христо-образную красоту, ибо вся она объята, вся упоена «неизреченной красотой... лица Христова» [22]. Христос проникает до последних тайников души, изгоняет из нее последний атом греха и всю тьму страстей, изгоняет грех, эту единственную причину безобразия и мерзости, восстанавливает «бесстрастную и нетленную красоту» (άπαθές καί ἄϕθορον κάλλος) души [23] и соделывает ее престолом Своей Богочеловеческой славы [24].
Богочеловеческое бесстрастие (ἀπάθεια) души – эта одна из специфических особенностей Нового Завета. Христос воплотился, чтобы люди могли участвовать в Его бесстрастии [25]. «Для освящения и теснейшего бесстрастия обитает Спаситель в достойных, чтобы, будучи Сам бесстрастен – ἀπαθὴς, Он мог соделать бесстрастными – ἀπαθεῖς – принявших Его» [26]. «В совершенную меру бесстрастия» приходят души лишь Христо-образные, преизобилующие верой, надеждой и любовью и обоженные обитанием в таинственных благодатных глубинах Триипостасного Божества [27]. Цель благочестия – это очищение души и обитание Духа Святого через добрые дела [28]. Но «полностью очистить душу» возможно лишь молитвенно-благодатным перерождением себя в вере, надежде и любви [29]. Через веру, надежду и любовь Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным [30]. Лишь душа, срастворенная (= соединенная) с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, «ибо Божественная Троица вселяется в душе очищенной – Ἐνοικεῖ γὰρ ἡ Θεία Τριὰς ἐν τῇ καθαρώς ἐχούσῃ ψυχῇ» [31]; «вселяется же не как Она Сама в Себе есть (οὐ καθ’ ὅ ἐστιν), – потому что невместима для всякой твари, – но по мере способности и удобоприемлемости человека» [32]. В эту «совершенную меру христианства» приходит лишь святая, чистая, обогочеловеченная душа [33].
Источник: Иустин (Попович), прп. Собр. творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. – М.: Паломник, 2004. С. 289-291.
Примечания
[1] De libert. mentis, 4. Col. 937 D.
[2] Hom. X, 1. Col. 541 В.
[3] II Ep. Col. 416С.
[4] Ibid. Col. 416CD.
[5] Hom. XV, 47. Col. 608 C. Cp.: Hom. XLVII, 14. Col. 805 C; Hom. XXVII, 3. Col. 696 A.
[6] Hom. XXXIII, 4. Col. 744B.
[7] II Ep. Col. 417A.
[8] Hom. XII, 15. Col. 565 D.
[9] Hom. XLVII, 17. Col. 808 BC.
[10] De chant. 8. Col. 916A.
[11] Hom. XXXVIII, 5. Col. 761 B.
[12] Ibid.: «Ибо сказано: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и в непорочную душу». Ср.: Еф. 5, 32.
[13] Hom. XXV, 8. Col. 673 А.
[14] Hom. IX, 12. Col. 540 АВ. Ср.: Hom. XLVI, 3. Col. 793 С: «Ибо когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум (мысль, мышление)».
[15] De libert. mentis, 12. Col. 944 D.
[16] Ibid. Col. 944 C: «Господь делается как бы душею».
[17] Hom. XLVI, 4. Col. 793 D.
[18] Ibid.
[19] Hom. XVI, 7. Col. 617 С.
[20] De charit. 7. Col. 913 CD; Hom. XVIII, 10. Col. 641 АВ.
[21] De charit. 7. Col. 913 D – 916 A.
[22] Hom. I, 2. Col. 452B.
[23] De charit. 16. Col. 921 BC.
[24] Hom. XXXIII, 2. Col. 741 D: De elev. mentis, 12. Col. 900 C.
[25] II Ep. Col. 417 C.
[26] Ibid. Col. 409 C.
[27] Hom. X, 2-5. Col. 541 B – 544 C; De charit. 27. Col. 929 B.
[28] II Ep. Col. 433 A.
[29] Ibid. Col. 436 AB.
[30] Hom. XXXII, 6. Col. 737 BC.
[31] De charit. 28. Col. 929 D – 932 A.
[32] Ibid. Col. 932 A.
[33] Ibid. Col. 932 C. Ср.: Hom. XXXII, 6. Col. 737 B.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра