Преполовение Пятидесятницы.
Псков. XVII век. Историко-архитектурный музей-заповедник
Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Преполовение – это половина срока, то есть середина по времени между двумя церковными праздниками – Пасхой и Троицей. До V века о празднике упоминает в своих поучениях святой Иоанн Златоуст. Позже о нем упоминают святые отцы Церкви Анатолий Константинопольский (V век), преподобный Андрей Критский (VII век), св. Иоанн Дамаскин (VIII век).
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения.
Располагаясь между Пасхой и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня: «…Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии...»
Преполовение Пятидесятницы. XVI век.
Благовещенский собор Московского Кремля
Иконография иконы связана с евангельским чтением в день Преполовения Пятидесятницы
В Евангелии от Луки (2,41—50) рассказывается, как Христос после посещения с родителями на Пасху Иерусалима остался в храме, чтобы дискутировать с книжниками. Лишь после долгих поисков родители нашли Его. В ответ на их упреки Иисус сказал: «Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?!» (2, 49). Иконы изображают Христа или сидящим на возвышении и поучающим книжников, или оживленно дискутирующим с ними. В «Книге образцов» из Афона о книжниках и фарисеях говорится: «Они в смущении глядят друг на друга». Сюжет о 12-летнем Христе в храме появляется уже в раннехристианском искусстве (IV век), в основном в книжных иллюстрациях, а в иконах — с X века. В России этот сюжет получил распространение лишь в XV веке. В календарном году эти иконы относятся к празднику «Преполовения Пятидесятницы», который падает на среду на четвертой неделе по Пасхе. Но в этот день читается текст, относящийся к уже взрослому Христу, который появился в храме и вступил в горячий спор с книжниками, когда праздник «Поставление кущей» уже наполовину прошел (Ин 7, 14).
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию Крестного хода на водные источники для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах.
Тропарь Преполовения, глас 8
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения, глас 4
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
20 мая 2019