Один старец, услыхавши, что некоторый инок впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он!» Прошло несколько времени, и видит этот старец, что «ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: «Вот тот, которого ты осуждал, умер. Куда велишь теперь положить душу его: в царство или в муку?» Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал ангел, – так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь ли ее или мукам предашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем сталь просить ceбе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но наконец сжалился и послал ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, – сказал ангел, – но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения».
«Быв в соседнем монастыре, – рассказывал сам о себе авва Исаак Фивский, – я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей келлии, то в самых дверях предстал пред мною ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, повергшись пред ангелом, каялся и просил молитв. «Встань, – сказал ангел, – на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата прежде, нежели Господь осудит его, иначе и в cию келлию впущен не будешь».
Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит (Духовный Маргарит).
Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себe: «Агафон! не сделай сам того же». И помысл его успокаивался (Древний патерик).
Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец пришло время paсстаться ему с жизнью; и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. «Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален?» – спросили они. «Мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам: да прославим Его милосердие». Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так, отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мнe и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня... Но вдруг ангелы сказали мне: "При всем небрежении ты не осуждал и был незлобив", – и с этими словами разодрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости». Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Господь (Лк. 6, 37). Уч. бл.
Авва Пафнутий рассказывал о ce6e: «Однажды путешествуя сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечем и говорит: «Пафнутий, все осуждающее братий своих погибнут от меча сего. Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в гpехе. Посему имя твое вписано в книгу живых» (Достоп. сказ. о подвиг св. Отцов).
Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем болee заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его coгрешил, со вздохом сказал: «Горе мне: как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятью о собственном недостоинстве и бессилия отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближняпо (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отец).
Случаи, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурно
«Думаю, – говорит св. Василий Великий, – что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому пocoветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще когда бывает нужда предостеречь других, которые по неведению могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешаться таковым (2 Сол. III, 14), чтобы не наложить как бы синяков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: "Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам" (2 Тим. 4, 14–15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил правду».
Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 23. - Аньер (Франция), 1949. С. 17-19.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра