Об осуждении

Об осуждении

Один старец, услыхавши, что некоторый инок впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он!» Прошло несколько времени, и видит этот старец, что «ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: «Вот тот, которого ты осуждал, умер. Куда велишь теперь положить душу его: в царство или в муку?» Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал ангел, – так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь ли ее или мукам пре­дашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем сталь просить ceбе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но наконец сжалился и послал ангела возвестить ему про­щение. «Бог простил тебя, – сказал ангел, – но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения».

«Быв в соседнем монастыре, – рассказывал сам о себе авва Исаак Фивский, – я заметил в нем одного мо­наха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда воз­вращался к своей келлии, то в самых дверях предстал пред мною ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, по­вергшись пред ангелом, каялся и просил молитв. «Встань, – сказал ангел, – на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата прежде, нежели Господь осудит его, иначе и в cию келлию впущен не будешь».

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит (Духовный Мар­гарит).

Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себe: «Агафон! не сделай сам того же». И помысл его успокаивался (Древний патерик).

Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец пришло время paсстаться ему с жизнью; и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их беспечный инок оставляет мир не только без тре­пета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. «Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален?» – спро­сили они. «Мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам: да прославим Его милосердие». Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так, отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела пред­ставлены мнe и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня... Но вдруг ангелы сказали мне: "При всем небрежении ты не осуждал и был незлобив", – и с этими словами разодрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости». Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Господь (Лк. 6, 37). Уч. бл.

Авва Пафнутий рассказывал о ce6e: «Однажды путе­шествуя сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечем и говорит: «Пафнутий, все осуждающее братий своих погибнут от меча сего. Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в гpехе. По­сему имя твое вписано в книгу живых» (Достоп. сказ. о подвиг св. Отцов).

Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем болee заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его coгрешил, со вздохом сказал: «Горе мне: как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятью о собственном недостоинстве и бессилия отражать от ума своего гордели­вые помыслы осуждения ближняпо (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отец).

Случаи, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурно

«Думаю, – говорит св. Василий Великий, – что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому пocoветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще когда бывает нужда предостеречь других, которые по неведению могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешаться таковым (2 Сол. III, 14), чтобы не наложить как бы синяков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: "Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам" (2 Тим. 4, 14–15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил правду».


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 23. - Аньер (Франция), 1949. С. 17-19.


STSL.Ru


22 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.