О молитве

О молитве

Поспешите все, братие, поближе к сотворившему нас Господу нашему Иисусу Христу, благому, человеколюбивому и милосердному, не хотящему смерти грешника, но ищущему обращения его и сохранения жизни. Все бодрствуйте и будьте готовы, потому что не знаете, в ка­кой час Господь наш придет. Вслушайтесь получше, что говорит Он: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Mф. 3:2). Вот, братие, суд уже при дверях, и необходимы обильные слезы, сильные стенания, усердная молитва, – при том не сегодня да завтра (а посто­янно). Молитва – это недоступная никаким ворам сокровищница всякого блага, безопасная от бурь пристань, основа спокойствие, врачебница души; молитва – это псалмопение, освящающее душу и тело; ко­ротко сказать – молитва открывает двери неба, приближает к Богу всякого человека – и большого и малого, и богатого и бедного, а того, кто каждый день молится от всей души, она делает выше ангелов. Но какое холодное слово (я слышу) от многих? 

Я грешник, говорят обыкновенно, не имею дерзновения, подавлен стыдом, и не могу под­нять глаз вверх и посмотреть на небо, потому что много погрешил и словом, и делом, и помышлением, и всякий день и час – всю жизнь свою провел в блуде. С каким лицом и как осмелюсь я войти в церковь? Как открою мои скверные и нечистые уста? Как повернется у меня язык или о каких моих худых делах мне прежде всего умолять Бога? Так вот какие сатанинские речи ты говоришь! Вспомни, кого призывает Христос, ходя по земле, – праведников или грешников? Он говорит так: "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Mф. 9:13). 

Я, грешник, говоришь ты, и как я войду в церковь, чтобы сделаться праведным? Правильно ты рассуждаешь, когда говоришь: я слышу, и не соблюдаю: какая же мне от того польза? На это я скажу тебе: соблюдаешь ли ты или не соблюдаешь, только войди в церковь, послушай Божественное Писание, послушай, что читается. Я прекрасно знаю, что если ты войдешь в церковь, послу­шаешь Божественное Евангелие, учителей-апостолов и святых отцов, то хотя бы имел каменное сердце, хотя бы у тебя был нрав и ди­кость зверя, в конце концов, ты все-таки без труда умилишься сердцем. Ты грешен? Войди в церковь, припади, плачь, рыдай, стенай, проливай слезы. 

Ты согрешил? Исповедай Богу свои грехи, скажи просто: я согрешил, – скажи это Богу, ведающему все прежде, чем это совершится, – скажи Богу, испытующему сердца и утробы, – скажи здесь, чтобы не быть обличенным и посрамленным там многими ты­сячами ангелов и людей. Скажи мне, что лучше: здесь ли в церкви исповедаться пред Богом только и духовным твоим отцом, или там опозориться пред столькими тысячами людей и ангелов? Ты грешник? Скажи только это, – ничего больше я от тебя не требую, – да сопроводи стоном. Что тут тяжкого? Что неприятного? Требует ли это какого расхода денежного? Что за труд сказать просто: я согрешил? Ты говоришь, что тебе стыдно? Жалкий и несчастный! Когда ты грешил, не стыдился, а когда нужно покаяться и тем получить спа­сение – ты стыдишься? Когда ты обнимал скверную блудницу или совершал дурные дела, ты не стыдился, а теперь тебе стыдно? Когда ты грешил, когда ты блудил и прелюбодействовал, ты не стыдился, а когда приступаешь к покаянию и спасению, тогда тебе становится стыдно? Когда ты похищал чужое, когда притеснял вдов и презирал бедных, тебе не было стыдно, а теперь стыдно? Когда ты клялся страшным именем Божиим и лжесвидетельствовал, когда нарушал клятву, когда совершал всякие дурные дела, ненавистные Богу, ты не стыдился, а теперь тебе стыдно? О, милейший, имея такого Владыку, можно ли нам оставаться нерадивыми и не обращаться? 

Христос заповедует: не воруй, не прелюбодействуй, не блуди, не убивай, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и мать, и ближнего своего люби как самого себя; будь кроток, добр, милосерден, великодушен; уда­ляйся вражды, будь миролюбив, чтобы удостоиться царства небесного. И никто не вникает (в Его слова), никто не повинуется, никто не обращает внимания, но все мы продолжаем оставаться легкомыслен­ными! А диавол внушает противное: прелюбодействуй, убивай, клятвопреступничай, воруй, будь бесчеловечным, хулителем, немилосердным, жестоким, развратителем; сделайся корыстолюбцем, человеконенавистником, а еще лучше – богоненавистником; будь коварным, обидчиком, жадным; будь хищником, болтуном, лжецом, ругателем, вероломным. И мы знаем, сколько находится послушных исполнителей его внушения, потому что как рабы, связанные по рукам и ногам, так мы бежим и подчиняем себя по отношению к природе. 

Вот мы всю юность нашу расточили с демонами, вот мы состарились и закоренели в грехах. Совершить добро, чтобы достигнуть царства небесного, мы уже не в состоянии, но диавол (не довольствуясь этим) хлопочет об огне и вечной муке – и мы бежим к диаволу. Что нам делать с тобою, человек? Чего ты хочешь? К чему стремишься? Быть с Христом или быть с демоном? Хочешь быть с Христом? Тогда хотя на остальное время жизни откажись от удовольствий и наслаждений, прекрати разврат, перестань воровать, перестань пьянствовать, пере­стань похищать чужое, перестань насмешничать, обманывать и превозноситься. Берегись соблазна: никто из подобных людей не войдет в царство небесное. Но если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай, что тебе угодно, живи, как хочешь, – никто тебе не препятствует. Предайся миру и его постыдным страстям, блуду, прелюбодеянию, пьянству, невоздержанию и тому подобным бесовским удовольствиям: никто тебе не запрещает. Ведь тебя Евангелия не убеждают, закон не вразумляет, пророки не на­учают, апостолы не стесняют, наставления отцов для тебя бесполезны, пример братьев для тебя не имеет значения: ты стал совершенно бесстыдным, у тебя вид совсем как у блудницы. Продолжай насла­ждаться тем, что ты почитаешь благом, в этой твоей жизни, но зато там уже не ожидай ни спасения, ни участия в грядущем дне Христовом. 

На твою долю выпадет тогда час, когда ты нагой и обна­женный предстанешь судищу Христову, пред ликами ангелов и людей. Там обнаружится, каков ты; там обличится всякая твоя неправда. Над Богом смеяться нельзя, и вот тогда-то услышишь ты этот печальный приговор: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Mф. 22:13). Кто после этого не будет оплакивать подобного человека? Кто не пожалеет навлекшего на себя вечные мучения ценою временных наслаждений? Не обольщайтесь же: Бог над Собой смеяться не позволяет. Написано ведь: "ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). 

Всё это слагая в своем сердце, будем, братие, воздерживаться от таковых злых дел и не станем медлить покаянием от всей души, чтобы и грядущего гнева избежать и небесных и вечных благ достигнуть, чего и да удостоимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Том одиннадцатый. Книга вторая


STSL.Ru


13 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.