Почти всегда свои наставления святой Макарий заканчивает молитвой: дай, Господи, нам исполнить сказанное, услышанное, пошли нам мир, или просто призывает: «Помолимся...» Он и учит молитве.
Молитва должна быть сосредоточенная — внутренне собранная, умная, сердечная. «Какова должна быть молитва? — Без внутренней одна внешняя молитва не имеет значения». И святитель посылает специальное наставление: «Посылаю для всех сестер... наставление об умной молитве. Думаю, что не поймете, как это можно ум вводить в сердце. Где же это сердце? — Сердце — это там, где любовь, где гнев, где радость и горе. От любви сердце веселится, от радости бьется; вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем, там и Господь обитает, говоря: даждъ Ми сердце твое. Но так как ум часто уходит с своего караула и на сердце начинают наползать гадины разные, то и нужно опять стража возвращать и усаживать на свое место при сердце: не дремли ты, страж, прикажем, чтоб не вкрался вор и льстец».
Не надо печалиться, если заметишь, что молишься, в основном, внешне, а надо продолжать творить молитву. — «Пишешь: молитвы по четкам только языком произносишь, а голова и сердце не знают. Хорошо и то, что языком хотя, но исполнишь правило; а ум и сердце, осуждаемые совестию, мало-помалу пристанут к языку, и дело наладится».
Недопустимы в молитве поспешность и лень. «Сегодня за обедней, — пишет святитель, — прочитали из отца Иоанна Кронштадтского очень поучительное. Выписываю этот урок: кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия читает молитвы Богу, побеждаемый своею ленивою и сонною пло- тию, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему и ругается Господу своим невниманием, бесчувствием своего сердца в молитве. Как бы ни ленива и ни расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергни себя, дай Богу твое сердце». Напоминает святитель по той же теме и наставление' другого старца: «Некий брат вопросил авву Силуана: что мне делать, авва, как приобрести умиление (теплоту чувства), ибо меня сильно одолевает (разленение и сон)? Наутро, когда встаю, потребно много усилий, чтобы прогнать разленение. Старец ответил: когда встанешь на молитву, ум твой пусть вникнет в смысл читанного; думай, что стоишь пред Богом, испытывающим сердца и утробы. Когда восстанешь от сна — прежде всего устами твоими прославь Бога (скажи: «Слава Тебе, Господи») и тотчас начинай твое правило легко и тихо, воздыхая, поминая грехи свои и мучения, где будешь мучиться».
Молитва должна быть с нами всегда и везде, тем паче нельзя употреблять на какие-либо дела время, специально для нее отведенное. — «Каждый день преуспевай в молитве, смиренномудрии, послушании, терпении. Сердце твое более и более отрывай от любления твари, устремляя его к Создавшему его, Видящему его, Толкущему в него... Никакого человека больше Господа не люби». «Не употребляй время молитвы на другое дело. Когда на молитву, тогда и дела подсовывает враг спасения; но ты скажи: у меня теперь одно дело — молитва. Бог поможет, потом все сделаю... Проси с верой, не сомневаясь».
Пропущенная молитва должна быть восполнена дополнительной, а не прочитанное правило в должное время — совершено в другое: «За пропущенную молитву прочитывать потом лишнюю молитву; рассеянно прочитанную молитву опять тут же повторить со вниманием, чтобы впредь не повадно было бродить помыслами во время молитвы». «Если в свое время не исполнишь правило почему-либо, то исполни в другое время, в другие часы. Нужно опасаться, чтобы опущение не обратилось в привычку повторения».
Касается святитель и содержания молитвы: «Когда читаешь „Господи, помилуй" 40 раз, тогда вспоминай всех заповедавших молиться».
Очень ценно указание, как надо учить молитве детей: «Маленьких детей нужно сперва приучать словам молитвы с кратким объяснением, особенно непонятных слов; при этом нужно стараться передать им молитвенное настроение, а для сего учительница должна сама молиться, то есть читать молитвы с соответствующим молитвенным настроением, а подробное объяснение молитв лучше бы к концу первого года. Вообще нужно помнить, что детей нужно стараться научить молиться, а не читать только молитвы».
Не менее ценны рассуждения святителя об опасностях вступающих в молитвенный подвиг неосмотрительно и самонадеянно: «Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теплоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начинают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то молитвенное настроение, какое им дано было на некоторое время. Начинают это своевольно, без руководства, и впадают в диавольскую сеть».
Наконец, дается сокращенно урок о молитве: «Маленький урок о молитве: учись молиться сердцем, а ум ставить стражем у сердца. Не ищи Господа далеко: везде Сый, живет и в сердцах призывающих Его»...
«О, если бы нам хотя часть некую приобрести из того, что здесь советуется!»
Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. - М., «Ковчег», 2013.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра