Проповедь о мире душевном. Архимандрит Виталий (Мешков)

Проповедь о мире душевном. Архимандрит Виталий (Мешков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! С тех пор как человек был изгнан из рая, лишился он и благодатного мира. «Нет мира в костях моих от грехов моих. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего», – восклицает псалмопевец Давид (Пс. 37:4–9).

Мы никогда не избавились бы от зла, никогда не обрели бы мира, если бы не пришел Божественный примиритель Господь наш Иисус Христос. Его Рождение ангелы встречали славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). Этот мир с Богом куплен для нас дорогою ценою крестных мук Христа Спасителя, Божественного Агнца.

По Воскресении Своем Христос явился ученикам и приветствовал их словами «Мир вам!» (Лк. 24:36; Ин. 20:19). Эти первые слова воскресшего Бога полны великой радости для людей. Грех ниспровержен, смерть побеждена, мир дарован людям и спасение всем верным. Христос и ученикам Своим повелел благовестить о мире. Он учил: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» (Мф. 10:12–13).


Апостол Иуда, брат Господень

Вот и апостол Павел неоднократно напоминает нам о том, что «к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15), и говорит: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3:15). И Церковь Христова постоянно заботится о том, чтобы мы имели мир душевный, и низводит его на нас своими молитвами. И сами мы приходим сюда в храм, чтобы хоть на время уйти от забот и тревог нашей жизни, чтобы здесь среди молитв и песнопений мятежные сердца наши хоть на время обрели этот благодатный мир Христов.

Мир – это радость чистой совести, это свет ума, просвещенного Божественной истиной, и это сердце, исполненное любви к Богу и ближним. «Велик мир у любящих закон Твой… Глас радости и спасения в жилищах праведников», – говорит Псалмопевец (Пс. 118:165, 117:15). И далее наставляет: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). Святые отцы и подвижники Христовы прилагали много усилий и совершали большие подвиги, чтобы очистить сердце и стяжать мир. Но он доступен нам всем, для всех даровал его Христос.

Мы должны стремиться к Нему, полюбить Его, исполниться Им и ходить в Нем. Невозможно избежать всех тревог в жизни, но можно подняться над ними, научиться оставаться спокойным в любых условиях жизни. Верою отгоним всякий страх, потому что «Господь – крепость жизни» (Пс. 26:1) нашей, Спаситель наш. Мы – христиане, и сама смерть нам не страшна, потому что не может умереть живущий в Боге. В болезнях тела и среди лишений усматриваем мы благое, ибо теми исцеляется душа.

Нам нужно научиться быть умеренными во всем, потому что не будет мира души, которая день и ночь беспокоится о тленном. Будем помнить, что «Царствие Божие – не пища и не питие, но … мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Мы не будем иметь мира, пока не научимся любить всех и прощать всем, помня, что «радость – у миротворцев» (Притч. 12:20), и будем стараться сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

Будем ходить в простоте сердца. Никому без смирения невозможно стяжать мира. Предадимся всецело в руки Божии и будем всё встречать со смирением и благодарением Богу, Который Сам обо всем и обо всех всегда печется. Будем всегда помнить и исполнять заповедь Христа Спасителя, Который завещал своим верным ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… в мире будете иметь скорбь… Меня гнали, будут гнать и вас… вы не от мира, но Я избрал вас от мира… мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 14:27; 16:33; 15:20; 15:19). И этот мир, как знамение победы, пусть всегда пребывает в вас.

Помолимся, дорогие братия и сестры, одному из двенадцати учеников Христовых – апостолу Иуде, брату Господню по плоти, память которого сегодня мы совершаем, чтобы по его молитвам Господь даровал нам мир душевный.

По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа и заповедовал быть миротворцами в странах: Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Апостол учил, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Он также учил о том, что мир в душе происходит от молитвы, глубокой непоколебимой веры, любви ко всем, невзирая на личность, а также молитвы за врагов и молитвы за всех обижающих нас.

Почему Господь уже в I веке заповедовал иметь мир в душе, и Церковь Христова всегда молится: «Миром Господу помолимся»? Святая Церковь не напрасно этим призыванием постоянно напоминает нам о мире в нашей душе. Мир, как говорят святые отцы, есть невозмутимое спокойствие духа и сердца, или мир Божий. Это тот мир, который ниспосылается Богом в души искренно верующих и верно живущих по вере Христовой. В это время Господь сообщается с человеком и миром осеняет его.

И каждый человек может иметь этот Божественный мир, потому что человек есть образ Божий, и тело его является лишь храмом живущего в нем Духа Святого. Об этом свидетельствует апостол Павел: «Не знаете ли, что … Святаго Духа… имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). А Дух Божий это и есть тот мир, как говорит святой Кирилл Александрийский, который постоянно пребывает в душах и телесах наших. К сожалению, немногие имеют этот Божественный мир в своей душе по причине грехов, оскверняющих всё их существо.

Грех же без слезного сердечного чувства и таинства исповеди искоренен быть не может. И Святая Церковь, заботясь о нашем спасении и водворении мира в душах наших, постоянно заповедует очищать свою совесть покаянием. Впавши в грех, мы становимся повинными перед правосудием Божиим и врагами Богу.

Можем ли мы в таком виде предстать пред лицем Божиим, надеясь лишь на ходатайство за нас святых угодников Божиих и Его Пречистой Матери? Конечно, нет, если не положим, по крайней мере, твердого намерения и обета принести покаяние и больше не гневить своего Владыку беззакониями. Нераскаянному грешнику и сама молитва обращается в грех… и даже присутствие в храме Божием есть новое оскорбление святости и величия Божия.

Но чтобы всегда молиться Богу в ожидании молитвенного плода мира, необходимо всегда сохранять в себе дух умиления и сердечного сокрушения. Верою и покаянием, благоговением и страхом Божиим можно найти тот мир с Богом, без которого, по слову апостола, «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14) и не получит плода своей молитвы. Но как стяжать этот мир и спокойствие? Этому учит нас святой Иоанн Лествичник. Он говорит: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного», а оно есть Царство мира, единодушия и любви.

Любовь же, по апостолу Иоанну Богослову, есть Бог: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Может ли явиться, хотя на время, в Царство мира человек гневливый и раздражительный, человек мстительный и злопамятный, человек, в сердце которого вонзился кусочек огорчения и досады, ненависти и памятозлобия к своему ближнему? Без мира с ближними не может быть и мира душевного, и спокойствия духа.

Все мы знаем, что мир душевный возмущается не только тогда, когда нас оскорбляют, но и тогда, когда мы подаем повод оскорбляться на нас другим. Ведь каждый из нас желает водворить в душу Божий мир и сделаться Сыном Божиим. Для этого необходимо смирить свою гордость и уничтожить свое самолюбие, и попросить прощения у своего ближнего, которому сделал неприятность или дал повод ко греху.

Пусть даже ближний не желает примириться, но нам необходимо исполнить волю Божию, исторгнуть из своего сердца яд вражды и сделать со своей стороны всё для водворения мира в душе. Для того чтобы иметь мир, необходимо знать самую легкую заповедь Господню: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), т. е. если не желаешь, чтобы оскорбляли тебя, не оскорбляй никого сам. Неприятно тебе, если друзья оказывают ненависть, вражду, недоброжелательство, не имей и сам подобного расположения и другим не делай этого.

Будь благожелателен и снисходителен, не мсти за оскорбления, не обличай недостатки, делай все так, как учит и требует истинная и нелицемерная любовь, которая «долготерпит, милосердствует,.. не завидует,.. не превозносится, не гордится,.. не раздражается, не мыслит зла…» (1 Кор. 13:4–5), – говорит апостол Павел.

Кто пойдет по этому пути любви и милосердия, тот, конечно, найдет мир душевный. А для того, чтобы сохранить его в себе, необходимо помнить слово апостола Павла, который говорит в своем послании к Филиппийцам: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Так постараемся и мы, братия и сестры, исполнять заповедь Апостола, чтобы пребывал с нами тот мир, который завещал Спаситель Своим верным ученикам, в частности прославляемому ныне ученику – апостолу Иуде: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Аминь.

2 июля 1980 г.


2 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.