Предлагаем вашему вниманию выписки из святоотеческого наследия, сделанные митр. Вениамином (Федченковым, † 1951), знаменитым иерархом-богословом XX в. Данные выписки из творений святых отцов помогут найти правильные ответы на многие вопросы духовной жизни.
На все воля Божия и помощь Ангела Хранителя
Будь уверен, что «Хранитель твой всегда с тобою, – и что вместе с другими тварями и ты состоишь под Единой Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение и все устрояет.
Стой же мужественно и благодушествуй. Ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред тебе и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Посему говори душе своей: "есть у меня оберегающий меня Хранитель; и ни одна из тварей не может явиться предо мною, разве только будет повеление свыше. Если же есть на то воля Владыки моего, чтоб лукавые возобладали над созданием, то принимаю сие не огорчаясь, как не желающий, чтобы воля Господа моего осталась без исполнения". Таким образом, в искушениях твоих будешь исполнен радости, как уведавший и в точности сознавший, что управляет и распоряжается тобою Владычнее мановение. Так подкрепляй сердце свое упованием на Господа» (Добротолюбие, Т. 2. с. 710-711). Собственно здесь о «Хранителе» говорится – о Боге, но Он дал нам и особого Ангела Хранителя.
Не сразу и не всегда Бог делает
«Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему, потому что:
1) иногда подобное сему желание входит и от диавола, не на пользу нам, а во вред;
2) или потому, что дело желаемое – не в меру нам, так как мы не достигли еще соответствующего тому жития;
3) или потому, что оно чуждо принятому нами на себя образу (т.е. не входит в круг наших обетов и обязанностей);
4) или потому, что не пришло еще время, когда можно исполнить оное или начать его исполнение;
5) или потому, что не имеем ни ведения, ни телесных сил, достаточных для него;
6) или потому, что обстоятельства времени не способствуют нам в том.
Диавол между тем всячески ухищряется прикрасить такое дело благовидностью, чтоб, склонив на него, расстроить душевный покой или причинить вред телу.
Посему надлежит: а) тщательно обсуждать И ДОБРЫЕ ЖЕЛАНИЯ; б) лучше же – С СОВЕТОМ ВСЕ ТВОРИ» (Там же. с. 712-713).
Естественное ведение и рассудительность
«Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верою. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное.
Ведение естественное различает добро от зла, и оно именуется естественною рассудительностью, которою естественно, без науки, распознаем добро от зла.
Сию рассудительность Бог вложил в разумную природу; при помощи же науки она получает приращение и пополнение. Нет человека, который бы не имел ее. Это есть сила естественного ведения в разумной душе, которая (сила) непрестанно приводится в ней (душе) в действие.
Честь разумной природы – рассудительность, различающая добро от зла, и утративших оную пророк справедливо уподобил скотам несмысленным (Пс. 48, 13).
Естественное ведение, предшествующее вере, есть путь к вере и к Богу. Будучи вложено в природу нашу Богом, оно само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие» (Там же. с. 794).
Духовное ведение – чрез покаяние
«Сия вера производит в нас страх; страх же понуждает нас к покаянию и деланию... (за делание) дается человеку духовное ведение, или ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания.
Не просто от одной голой веры рождается духовное ведение; но вера рождает страх Божий, и при Божием страхе, когда начнем в нем действовать, от действия сего страха рождается духовное ведение, как сказал св. Златоуст: "когда приобретет кто волю, соответствующую страху Божию и правильному образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного". Откровением же сокровенного называет он духовное ведение. Но и не страх Божий рождает сие духовное ведение, а ведение сие дается в дар деланию страха Божия. Дело страха Божия есть покаяние; покаяние же, прошедши все свое течение и завершившись, приводит туда, где дается духовное ведение.
ДУХОВНОЕ ВЕДЕНИЕ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ СОКРОВЕННОГО. И когда ощутит кто сие невидимое, тогда в ощущении его рождается ИНАЯ ВЕРА, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Называют же ее ВЕРОЮ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЮ. Дотоле был слух, а теперь созерцание; созерцание же несомненнее слуха.
Все сие рождается от оного естественного ведения, различающего доброе и злое. Оно есть доброе семя добродетели» (Там же. с. 794-795).
О советах
«Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою образа жизни, хотя он и крайне мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле.
Приобрести опыт значит – не подойти только человеку к каким-либо вещам и посмотреть на них, не прияв в себя ведения о них; но по долгом обращении с ними ясно ощутить на опыте их пользу и вред... Потому пользуйся таким советником, который, все испытав сам, умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения и в твоем деле, – и верно может указать истинно тебе полезное» (Там же. с. 789).
Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники: 1926-1948 гг. М.: Правило веры, 2008. – С. 313-318.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра