Высказывания легендарного духовника Троице-Сергиевой Лавры записал современный Афонский подвижник иеромон. Симон (Бескровный) в период жизни в Лавре. В этих словах виден не только колоссальный духовный опыт и мудрость о. Кирилла, но и трогательная любовь и забота о ближнем, пронизанные глубочайшим смирением истинного монаха. И как всегда в них присутствует крупица его неповторимого юмора.
Вознамерившись помолиться в горах от всей души, я улучил момент и пришел к отцу Кириллу:
– Батюшка, прошу Вас, научите меня правильно молиться, потому что я все время сомневаюсь, верно ли я молюсь.
Затаив дыхание, я сидел на стуле, сжавшись в комок и боясь нарушить глубокое молчание, в которое погрузился старец. Наконец он промолвил:
– Похвальное желание, отец Симеон, похвальное, да... К сожалению, мне Иисусовой молитвой серьезно заниматься не пришлось. Но я слышал, как учили молиться Глинские отцы. Во-первых, для занятия ею нужно как следует смирить тело. Человек ты еще молодой, поэтому, прежде всего, нужно научиться совершать поклоны с Иисусовой молитвой: земные – в посты и обычные дни, и поясные – по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Совершай поклоны до телесного изнеможения, потому что когда устает тело, то страсти тоже изнемогают, а помышления значительно уменьшаются. Это – то, что относится к телесному правилу.
Теперь то, что относится к обузданию речи или нашего злейшего врага – языка. Для его усмирения и даются в монашеском правиле каноны и акафисты – Иисусу Сладчайшему и Матери Божией – акафист Благовещения. Наилучшее же правило для обуздания многоглаголания, которому цены нет, одно – это благое молчание. «На кого воззрю? – говорит Господь. – Только на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих», – да... т. е. не говорить попусту, а лишь по делу и на пользу душевную себе и ближним. Это во-вторых.
А вот что касается сугубо монашеского правила, которое, однако, и мирянам полезно: Иисусова молитва со вниманием и с полным сосредоточением ума. Собери его со всем тщанием в самом себе, не давай ему шататься туда-сюда, ибо он постоянно норовит убежать в мир. Сиди на низкой скамеечке, не сутулься, дыши тихо и ровно, оставь все заботы и попечения о мирских делах и даже о монастырских.
Если чувствуешь усталость, можешь стоять на коленях, опершись локтями на стул или табурет, но дело не в этом. А с великой мольбой сердечной говори в себе, то есть мысленно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Если будешь соблюдать это правило, не оставляя его и не делая больших перерывов, к тебе непременно придет милость Божия и ты стяжешь дух мирен, дух благодати. Так заповедали молиться Глинские старцы.
– Отче, я читал в «Добротолюбии» и в «Рассказах странника духовному своему отцу», а также слышал от братии, что есть молитва с дыханием. Нужно ли мне ею заниматься? – вспомнил я разговоры среди монахов, которые обычно велись в великом секрете.
– Вот что скажу, отче Симоне: тебе так постоянно молиться не благословляю, ни к чему это, да... Многие монахи сильно повредили себе здоровье дыхательной молитвой... А у кого из отцов ты читал о такой молитве?
– У прп. Григория Синаита, Каллиста и Игнатия Ксанфопула. Мне монахи говорили: когда сильно борют страсти или обуревают дурные помыслы, тогда можно молиться следующим образом. На медленном вдохе говоришь: «Господи Иисусе Христе», – а на медленном выдохе: «Помилуй мя!» Во время рассеянности ума такая молитва с дыханием хорошо помогает. Еще мне монахи рассказывали: когда чувствуется сильное разжжение похоти или приступы гневливости, то можно прибегнуть к следующему способу. Медленно и глубоко вздохнуть с мысленным произнесением: «Господи Иисусе Христе», потом в совершенном молчании задержать воздух в легких и медленно выдохнуть с мысленными словами: «Помилуй мя!»
– Не советую тебе делать это часто, отец Симеон! Все подобные искусственные приемы лишь поддержка в молитвенной практике, больше уповай на покаяние и на помощь Божию! А в блудных бранях нет ничего лучше любезной для сердца молитвы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
В келии вновь наступила тишина. Я старался как следует усвоить наставления отца Кирилла, а он молчал, перебирая четки.
– Батюшка, а в «Рассказах странника» есть другой способ молитвы Иисусовой: произносить «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» на каждый удар сердца. Я тоже пробовал в пустыне по пульсу молиться... – признался я.
– Как-как?.. Ну-ка повтори! По пульсу? – старец близко наклонился ко мне.
– Ну да! Прижимал пульс в левом запястье пальцами правой руки и так молился... Почувствовав изучающий взгляд духовника, я покраснел.
– Ни в коем случае, ни в коем случае, иеромонаше... Ведь это все относится к благодатной молитве или, как ее называют кавказские подвижники, самодвижной... Такая молитва приходит лишь с благодатью и то не ко всем, а кому дано! Иначе только сердце испортишь - не стоит, не советую... Лучше отдай все свое внимание возлюбленному Христу, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всею душею, всем разумением своим и всеми помышлениями своими! Так-то, молитвенниче и пустынниче... – улыбнулся старец.
Возрастай-ка лучше в покаянии, в смирении да в послушании... Кто искренно, без хитростей и приемов прилежит к этим добродетелям, тот и стяжает в свое время непрестанную молитву.
– Понятно, отче. Благословите!
– Бог тебя благословит! Ну что, Симоне Ионин, любиши ли мя? – спросил, улыбаясь, отец Кирилл.
– Да, батюшка, Вы знаете, что я люблю Вас... – ответил я со слезами на глазах.
Источник: Симон (Бескровный), иером. Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога: в 2-х ч. Ч. 2. Старец и обретение молитвы. – Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Русск. Пантелеим. мон-ря; Кишинев, 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра