Воскресение Христа представляет собой действие Божие в истории, последнее эсхатологическое событие. В Новом Завете Воскресение никогда не представляется событием изолированным, стоящим обособленно. Оно связано с Крестом, предшествующим ему, и с Вознесением и схождением Святого Духа, которые следуют за ним. Как значение Креста раскрывается в Воскресении, так и Вознесение показывает нам значение телесного Воскресения Христа. Воскресение придает значение и единство событиям прошлого и будущего.
В этой последней главе мы рассмотрим связи между Воскресением Христа и событиями, последовавшими за ним, – Вознесением и дарованием Духа. Наше внимание будет сосредоточено на Ин. 20 и Деян. 1-2, которые, на первый взгляд, предлагают две разные хронологии этих событий в жизни Христа и в жизни Церкви. Иоанн рассказывает нам, что Христос вознесся, а Дух был дан в самый день Воскресения. Однако в книге Деяний Лука повествует о том, что Дух сошел на христианскую общину в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения и через десять дней после Вознесения. Описывают ли два эти сообщения по-разному одно и то же событие или же они излагают различные события, особые дары Духа, имевшие место в различное время и в различных местах? Когда, согласно этим двум евангелистам, произошло Вознесение и дарование Духа и каково было их значение?
В Евангелии от Иоанна мы находим сообщения о Воскресении, о явлениях после Воскресения и о даровании Духа, но здесь нет отдельного описания Вознесения. Согласно этому Евангелию, в первый день недели гробница была обнаружена пустой, в ней лежали лишь пелены и платок. В тот же день Воскресший Христос явился Марии Магдалине, которую послал возвестить ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), и вечером того же дня, т.е. дня Его Воскресения, Он пришел к одиннадцати и даровал им Святого Духа (20:19-23). Все эти события произошли за один день.
Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам о «видимом» Вознесении. Он представляет Вознесение как завершение «часа», в который Иисус достиг Отца, пройдя через смерть и Воскресение. Воскресение и Вознесение, наряду с явлениями после Воскресения, рассматриваются, таким образом, вместе, как события единого целого. По словам одного современного толкователя, апостол Иоанн «видит в Воскресении и Вознесении Иисуса единую цепь событий, в которую вторгаются события явлений Христа». Явление Христа Марии Магдалине происходит во время Его Вознесения к Отцу (Ин. 20:17). Для Иоанна вся последовательность событий принадлежит тайне Христа и не может быть разделена.
Единое ви́дение этих событий св. Иоанном разделяется также и апостолом Павлом (Флп. 2:8 и слл. и Еф. 1:20), в Послании к Евреям (1:3-4) и в книге Откровения (5:11-13), которые подобным же образом не делают попыток отделить Воскресение от Вознесения. Однако предполагается, что хотя они и связаны, существует определенное различие между Воскресением и его плодами. Воскресением Христос побеждает смерть; вознесшись, Он восседает «одесную Отца», разделяя с Ним славу и власть господства над всем творением. Матфей также не проявляет особого интереса к четкому различению между Воскресением и Вознесением. В самом конце его Евангелия мы видим образ вознесенного Сына Человеческого, наставляющего одиннадцать учеников в Галилее: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа... и вот, Я с вами все дни до скончания века» (28:19-20).
Наконец, и в своем богослужении ранняя Церковь придерживалась этого единого ви́дения Воскресения и прославления Христа. В доникейский период Вознесение Христа не отмечалось как отдельный праздник; скорее Церковь праздновала тайну спасения в целом, одну тайну с несколькими воспоминаниями, одним из которых было Вознесение. Борис Бобринской в своем исследовании «Вознесение и литургия» указывает, что в доникейский период все пятьдесят дней после Пасхи, вероятно, посвящались общему и неделимому празднованию славных тайн Христовых, без специального акцента на Вознесении, но в общем размышлении о восхождении нашего Спасителя в Воскресении и Вознесении». Первое свидетельство об отдельном праздновании Вознесения восходит к Церкви Иерусалима четвертого века, когда этот праздник отмечался в полдень Пятидесятницы на Елеонской горе, а первые гомилии, относящиеся к празднику Вознесения, мы находим у св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского.
Поэтому представляется, что ранняя Церковь праздновала основные события жизни Христа в целом, а отдельное празднование Вознесения Христова появилось позже и, как кажется, было установлено под влиянием хронологической последовательности книги Деяний. Однако, вместе с К. Моулом, мы должны предупредить, что «при всем вышесказанном остается вопрос, так ли уж свидетельство литургического празднования противоречит действительному опыту первых учеников или устным преданиям».
Источник: В. Кесич. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. К.: «Пролог», 2006. – С. 169-172.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра