Неизвестные фотографии и письма отца Кирилла (Павлова)

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Архимандрит Кирилл (Павлов)


22 июня – день тезоименитства архимандрита Кирилла (Павлова). В этот день Православная Церковь почитает память преподобного Кирилла Белозерского, великого святого русской земли, молитвенника и чудотворца, жившего в XV веке. Это небесный покровитель отца Кирилла. Для всех, кто лично знал батюшку, и кто не знал, а только слышал или читал, он навсегда останется примером евангельского отношения к Богу и ближнему.

Уже много лет мы ездим в Переславль-Залесский в день памяти монахини Евфросинии, сестры митрополита Иоанна (Вендланда). Монахиня похоронена на городском кладбище, и, приезжая из Ярославля, Москвы, мы навещаем ее могилку, откуда открывается прекрасный вид на Плещеево озеро. На возвышенности белеет Никитский монастырь. После панихиды обязательно едем в бывший дом владыки возле Покровской церкви. Подолгу сидим за трапезой с рассказами, воспоминаниями.

И все эти годы, ну, не меньше двадцати, приходила монахиня Таисия. Жила она неподалеку от церкви, на берегу Трубежа. Всегда улыбчивая, радостная. Сестру владыки Иоанна она знала еще молодой девушкой. Всегда у нее наготове были какие-то рассказы о них. Как владыка ходил в общественную баню в Переславле – так был прост. Как на резиновой лодочке путешествовал по озеру, а его сестра шла по берегу и переживала, чтобы он не утонул. Когда у Тамары Житниковой, так звали монахиню Таисию в миру, случилось несчастье и она потеряла голос, то владыка направил ее к сестрам Дивеевского монастыря, осевшим в Муроме. У них хранилась икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим, и его личные вещи. Много таких воспоминаний мы слушали. Понятно, что центром их был митрополит Иоанн – в его доме сидели.

Рассказывала монахиня, как заехали к владыке монахи Троице-Сергиевой лавры вместе с отцом Кириллом (Павловым). Митрополит с шуткой встретил их: «А, нищая братия приехала!» А у самого, кроме рыбных консервов, и угостить их нечем. А «нищая братия» как раз все припасла для дружеской трапезы.

И вот однажды за такими воспоминаниями выяснилось, что монахиня Таисия – духовное чадо отца Кирилла (Павлова). Рассказала она, что пришла к нему еще в 1950-е годы. И вместе с другими девушками осталась с ним на всю жизнь. Учил он, что только тогда можно получить благодать, только тогда Господь услышит молитвы, когда в душе мир и любовь.

Учил он, что только тогда можно получить благодать, только тогда Господь услышит молитвы, когда в душе мир и любовь

Отец Кирилл с братией нередко приезжали в Переславль. У Житниковых был собственный домик. Пили чай из самовара, пели духовные песни. Когда батюшка ездил лечиться на Кавказ, в Крым, то брал своих духовных чад с собой. Ездила с ним и Тамара.

– У него не было отдыха. Попьет лечебной воды. Походит несколько дней на процедуры. И все: встречи, беседы, Соборование, ответы на письма. По святым местам ездили, кладбища посещали… Отец Кирилл – жара не жара – всегда был в подряснике. У батюшки было такое правило: Псалтирь прочитать несколько раз за отпуск. Каноны читали, Евангелие, Апостол, утренние и вечерние молитвы. Читали Иисусову молитву.

Матушка показала фотографии, снятые во время этих поездок. Все еще молодые. И батюшка тоже.

– У меня таких накопилось много. На мое желание избавиться от них отец Кирилл сказал: «Не надо этого делать. Когда тебе будет плохо, будешь смотреть на них». Так и получилось.

Отец Кирилл (Павлов), отец Алексий (Поликарпов), ныне епископ, наместник Даниловского монастыря, Тамара Житникова, Любовь Пьянкова
Отец Кирилл (Павлов), отец Алексий (Поликарпов), ныне епископ, наместник Даниловского монастыря,
Тамара Житникова, Любовь Пьянкова


Отец Кирилл и Тамара Житникова
Отец Кирилл и Тамара Житникова

Тогда я записала рассказ монахини Таисии на видео и иногда его просматриваю. Пригласила она нас к себе домой, подарила книгу о батюшке. Иконочки, маслице дала, кабачок с огорода. Мы распрощались. А через 3 месяца позвонили из Переславля и сказали, что монахиня умерла. Так наша последняя встреча неожиданно была посвящена отцу Кириллу. И я впервые узнала о нем не из книг, не из статей, а со слов близкого ему человека.

Монахиня Таисия (Житникова) в нашу последнюю встречу
Монахиня Таисия (Житникова) в нашу последнюю встречу

***

Еще об отце Кирилле рассказывал Сергей Андреевич Зегжда († 2017). Рассказывал деликатно, немногословно. Сергей Андреевич был доктором математических наук, профессором Петербургского университета. Но в первую очередь он был человек Церкви. Вырос в кругу Александро-Невского братства, куда входили его отец, мама и тетя.

Многие годы приезжал он в Ярославль. Вначале к митрополиту Иоанну (Вендланду), когда тот возглавлял епархию, потом – к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Михею (Хархарову). Все они питерцы. Именно в Ярославле он начал писать историю братства. И занимался этим много лет.

Об архимандрите Кирилле Сергей Андреевич не писал, но как-то сокровенно тихо упоминал его имя. Было понятно, что с отцом Кириллом его связывали духовные узы, что они нередко встречались.

И вот недавно племянник Сергея Андреевича Андрей Владимирович Зегжда откликнулся на мою просьбу познакомиться с их семейным архивом. В частности, с письмами тех членов братства, кто дожил до нашего времени.

Отец Кирилл и Сергей Андреевич Зегжда
Отец Кирилл и Сергей Андреевич Зегжда

Александро-Невское братство можно представить в виде могучего древа. Корень – создатель братства, священномученик митрополит Вениамин Петроградский, и благословивший создание Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Сохранилась грамота, выданная Братству Святейшим Патриархом «в Богоспасаемом великом граде Москве в лето от Рождества Христова 1918, месяца сентября, в 19 день».

Ствол древа – отцы братства, как их называли – «Ингурлев»: архиепископ Иннокентий (Тихонов), митрополит Гурий (Егоров), архимандрит Лев (Егоров).

Толстые ветви древа – представители следующего поколения: митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). В разное время оба возглавляли Ярославскую епархию.

Густая крона листьев этого древа – прекрасные женщины. К 1980-м – 90-м годам прошлого века в живых осталось несколько. И центром жизни братства стала семья Заспеловых-Зегжда. Вот на их семейный архив я и нацелилась.

Искали одно, а нашли другое: цветные слайды, на которых запечатлен отец Кирилл во время своего отдыха в Крыму. Эти фотографии несколько десятилетий пролежали под спудом, и их никто не видел. И вот мы имеем возможность их посмотреть. Отцу Кириллу на них не многим более 70 лет. Там, где он в вязаной мохеровой шапочке (наверное, болеет), – это 1992-й год, Остальные – 1991-го.

Сегодня их перебираешь, как драгоценные жемчужины. Во-первых, они хорошего качества. А кроме того, сняты духовными чадами в непринужденной обстановке. Батюшка ведет себя перед объективом естественно, по-семейному.

***

На прогулке (слева направо): архимандрит Агафодор (Маркевич), Любовь Владимировна Пьянкова, Нина Павловна Сенник, отец Кирилл
На прогулке (слева направо): архимандрит Агафодор (Маркевич), Любовь Владимировна Пьянкова,
Нина Павловна Сенник, отец Кирилл


Вот отец Кирилл с архимандритом Агафодором (Маркевичем), который был многие годы его близким помощником. Отец Агафодор в своих воспоминаниях цитировал батюшку:

«Самое главное – читать Евангелие. Через это чтение будут укрепляться вера и добрая воля, просвещаться ум и сердце. И это не просто слова – это его жизненный опыт».

Монахиня Евфимия (Аксаментова) писала об отце Агафодоре:

«Мало бы кто оказался способен послужить батюшке с такой самоотдачей и кротостью, как служил ему архимандрит Агафодор (Маркевич). Наверное, только на страницах древних патериков мы нашли бы примеры подобного самоотречения. Отцу Агафодору безо всякого стеснения и неловкости можно было позвонить хоть ночью и не сомневаться, что он откликнется.

А в Переделкине поддержка отца Агафодора была неоценимой. Нужно было отвозить батюшку на службу или к врачу, нужны были подарки для народа (отец Кирилл, мы помним, любил угощать сладостями, дарить книги, иконки, церковные календари)… Все это и становилось заботой отца Агафодора. И помощь он оказывал с такой скромностью, с такой тихостью и сыновней преданностью, что у отца Кирилла просто наворачивались слезы благодарности.

Когда же батюшка Кирилл слег, серьезный и немногословный отец Агафодор поднял на свои плечи колоссальную нагрузку по обеспечению тяжелобольного всем необходимым, регулярно служил и причащал парализованного старца. И несомненно, что в лице архимандрита Агафодора вся братия Троице-Сергиевой лавры служила своему дорогому духовнику».

Отец Кирилл и архимандрит Агафодор (Маркевич)
Отец Кирилл и архимандрит Агафодор (Маркевич)

***

Красивая русская женщина рядом с батюшкой – Любовь Владимировна Пьянкова. Мы уже видели ее на старых фотографиях, где она значительно моложе.

Монахиня Евфимия (Аксаментова):

«Более 40 лет несла свое особое послушание Любовь Владимировна Пьянкова – человек безукоризненного чувства долга и ответственности. Собственно, последние 12 лет, когда старец был уже недвижим, сложная и грамотная организация ухода за тяжелобольным – ее несомненная заслуга. Она и в прежние годы своих забот о батюшке не раз выхаживала его после изнуряющих болезней – после язвенной болезни, крупозного воспаления легких, после операций на кишечнике. Это всегда требовало напряжения всех душевных сил, воли, внимания, какой-то неженской стойкости. При этом Любовь Владимировна, скромно оставаясь в тени, щедро делилась опытом с окружающими, с радостью откликалась на любую просьбу о помощи… Видимо, всегдашняя бескорыстная готовность помочь другому – еще одна отличительная черта того, кто прошел большую жизненную школу в непосредственной близости с батюшкой».

Мы видим, как батюшка путешествовал, какие простые условия для отдыха тогда существовали в Крыму. Рядом с ним часто Сергей Андреевич.

***

Справа Сергей Андреевич Зегжда. Слева неизвестный
Справа Сергей Андреевич Зегжда. Слева неизвестный

Еще одна женщина на фотографиях – Нина Павловна Сенник. Она и сейчас живет в Алуште, в том самом доме, где в гостях бывал отец Кирилл. В семейном архиве Заспеловых-Зегжда сохранились ее письма о пребывании в Крыму «дедушки», как они называли отца Кирилла. Сокровенные вещи она писала намеками. Важные советы отец Кирилл давал в личных беседах, которые нельзя было пересказывать. Поэтому об истинном смысле многих сокращений сегодня можно только догадываться.

Одно письмо 1984 года целиком посвящено болезни отца Кирилла. На что здесь обратить внимание: ему 65 лет, и он уже тогда был между жизнью и смертью. Известно, что батюшка во время войны был несколько раз ранен, месяц пролежал в снегу под Сталинградом, всю жизнь страдал от приобретенных болезней, часто лежал в больнице, перенес несколько операций. А ведь продлил Господь его жизнь, и после описанного кризиса архимандрит Кирилл жил еще более 30 лет.

Отрывки из писем мы публикуем с разрешения их автора Нины Павловны Сенник.

27 сентября 1983 г.

Алушта-Севастополь

Многоуважаемые и дорогие Варвара Сергеевна, Сережа!

…Сегодня праздник Воздвижения Креста Господня. Мама была в Симферополе и сообщила новость: запретили звон. Вечером был дедушка со своими спутниками и сделали, что нужно, на нашей дачке. С тех пор как мы ею пользуемся, ничего не было сделано. Дедушка сам предложил, и как хорошо все сделал.

Мы проводили их, сели на диван – радость, везде аромат. Посвятил дедушка каждый уголок с такими прекрасными словами, что ходить не хотелось. Мы разрезали с мамой арбуз и дыню, подкрепились, а радость и мир остались от дедушкиного посещения.

Я успела сказать об отъезде 29 числа. Он оживился, заулыбался, просил передать поклон, добавил земной поклон, и еще повторил: кланяемся до земли. Вот вам какая радость! Как дедушка вас полюбил. Когда вы все закончите, дедушка будет очень рад.

Еще дедушка сказал, что когда Сережа приедет, нужно поговорить и почитать книгу ему (и мне тоже), какую, я не знаю. Что-то он сказал об экум[еническом] движении и о будущем Р[оссии].

Ваша Н.

8 октября 83 г.

Многоуважаемые Варвара Сергеевна, Сережа!

Письмо Ваше получено сегодня, в день памяти преподобного Сергия.

Вчера, 7 октября, была у дедушки. Когда я приехала, утреннее правило еще не закончили. При мне читали очередное из Деяний и главу из Откровений Иоанна Богослова.

Дедушка сказал, чтобы мы открыли уши и внимательно слушали, т.к. в этой главе о последних днях и о пришествии а[нтихриста].

…Об отправленном письме я сказала, дедушка удивился и отметил Сережину исполнительность. Он не предполагал, что Сережа сообщит в такое короткое время. Я тоже рада: для дедушки чего только не сделаешь. Еще я сказала о благодарности Варвары Сергеевны и о том утешении, которое все получили. Дедушка улыбался, ласково все слушал.

Весьма одобрил Сережины действия по возможному сохранению знакомства, встреч и бесед. Сказал, что надо быть ему осторожным.

Что ждет дедушку по возвращении? Он даже закрыл глаза… Наступают последние денечки. А там… снова труд, да еще какой. Сказал, что, возможно, первые дни принимать не будет.

…Сережино письмо постараюсь передать в ближайшие дни. Особенно мне понравилось начало, где вспоминается «милость…»! Это очень верно и заслуживает всякого внимания, любви и благодарения: «Господи мой, Господи, Радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей».

Нина

15.10.83

…Вчера, т.е. 14 октября вечером уехал дедушка. Я проводить не смогла, а очень хотелось. Только по времени отправления мысленно поклонилась с пожеланием благополучного возвращения и благодарности.

13/10 вечером мы помогали дедушке. Правда, моя помощь не отличается квалификацией. Люба в этом отношении молодец. В честь наступающего дня был прочитан акафист нараспев.

Когда вечером я приехала, то попала к застолью: оказалось, что 8 октября, т.е. в субботу у дедушки был день рождения, на следующий день (Иоанна Богослова) – день Ангела, до того как…

Хотя дедушка весьма скромно относится ко всяким поздравлениям, но все оказалось очень кстати. И мои покупки (вернее – Сережина любовь), и приезд в этот вечер, и добрые поздравления с пожеланием здоровья, трудов во славу Б. и для нашего водительства.

Когда теперь увидимся – трудно сказать. Помоги Господи дедушке в его трудах.

Нина

16.10.84.

Дорогая Варвара Сергеевна и Сережа!

Все мы шлем Вам сердечный привет и добрые пожелания. А дедушка, как я говорила, велел постоянно передавать от него привет взаимно ‟Сереже и маме”.

…Сегодня вторник, 16 окт. Со вчерашнего вечера у дедушки нормальная температура без приема антибиотиков. Вчера же впервые он сидел на кроватке, и его лечащий врач после неоднократной проверки пульса (сидел, не отходя около часа) впервые заулыбался и с улыбкой вышел из палаты.

Мы тоже все ожили, т.к. почувствовали, что кризис миновал, по беседам и общему состоянию. Конечно, еще не решались писать что-то положительное, но так хочется порадовать Вас, т.к. и мы сами радуемся.

Потихоньку начал есть.

…Как я Вам говорила, боимся даже сказать что-то, т.к. страх о возможном ухудшении еще не покидает.

Страшимся московских звонков и писем. Что говорить?

А какие хорошие письма присылают дедушке! В одном письме говорилось о твердой вере в то, что дедушка будет жить, а предлагаемые гостинцы упоминались как средство к скорейшему выздоровлению, со словами псалмопевца: ‟Не умру, но жив буду и повем дела Господня” (Пс. 117, 17).

А другое письмо трогательное: автор говорит о своем желании умереть, если это нужно, чтобы дедушка был жив.

Общая забота и любовь дедушку весьма утешают.

Не взыщите.

До свидания. Простите за такое письмо.

Рада с Вами поделиться.

Обнимаем.

Нашли мы в архиве письмо архимандрита Кирилла Сергею Андреевичу.

17.10.89 г.

Досточтимый, дорогой о Господе Сергей Андреевич!

Сердечно поздравляю тебя с радостным для тебя днем твоего Ангела в честь св[ятого] муч[еника] Сергия, вместе с Вами разделяю эту духовную радость и от всей души желаю Вам от Всемилостивого Господа душевного и телесного здравия, благопоспешения и многоплодности в Ваших трудах на благо человечества и во славу Божию, а также и вечного спасения о Христе Иисусе Господе нашем.

С любовью архим. Кирилл


Эльвира Меженная

21 июня 2024 г.

Источник: Православие.RU


22 июня 2024

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.