Истинная жена-христианка.
«Однажды на станции Бородино при возвращении из родительского дома в Лавру, – передает отец архимандрит Кронид, – за час до прихода поезда я вышел на платформу и сел на скамью.
Не прошло после того и пяти минут, как дверь вокзала отворилась и робкой поступью вышла на платформу молодая женщина лет тридцати. Лицо ее и все движения были весьма скромны и смиренны. С робостью она присела поблизости от меня. Проходит еще несколько минут. Дверь того же вокзала с шумом распахивается, и на платформе появляется какая-то разряженная по последней моде горожанка. Проходя мимо бедной и смиренной женщины, она воскликнула: "Анна, это ты?" Та ответила: "Да, Дарья Семеновна, это я!" – "Что же ты, неужели до этого времени живешь со своим гнилым пархатым мужем?" – продолжала горожанка. Смиренная женщина скромно ответила ей: "Ах, Дарья Семеновна, ведь муж мне дан Богом и Церковью. Если я покину его, кому же он будет нужен? И дети мои останутся беспризорными. Нет, мужа своего я не сменяю до его смерти ни на какие сокровища. Пусть совершится надо мной воля Божия, но я готова терпеть все: скорби, печали и нужду". – "Дура ты! Видишь, как я живу? Все на мне не купленное, а подаренное моими друзьями". Покачала головой раба Божия Анна и сказала ей: "Пусть будет все это при тебе, но я не желаю никаких сокровищ получать незаконно и незаслуженно". Гордо кивнула головой на прощание городская женщина и с иронией промолвила: "Ну и живи со своим тухлым мужем, если не хочешь лучшей жизни". При этом она круто повернулась и оставила собеседницу.
По уходе щеголихи в моей душе возникли чувства глубокого расположения и особенного уважения к сидевшей вблизи от меня скромной женщине. Вот истинная жена-мироносица, которая достойна всякого уважения, христианской любви и почитания. Вскоре прибыл поезд. Мы уселись в вагон и поехали в Москву. Образ этой бедной женщины до сих пор неизгладимо хранится в моей памяти как образ истинной жены-христианки».
Спасающая вера благоговейной жены
Одна глубоко верующая женщина, зная об измене мужа, просила у Бога помощи в перенесении этой скорби и о вразумлении своего супруга. Она не переставала молитвой бороться с помыслами обиды и ревности и в этом находила способ своего душевного умиротворения. «Однажды, – рассказывает муж, – я шел на свидание к своей любовнице. Жена моя это очень хорошо знала. С неописуемой грустью и страданием она по привычке осенила меня крестным знамением, и на этот раз на ее глазах были крупные слезы. Я, зная ее христианскую любовь ко мне и терпение, на этот раз был сердечно потрясен ее поступком, упал перед ней на колени и с раскаянием воскликнул: "Любовь твоего сердца победила во мне чувство безумного влечения к делам скверны. Я буду другим человеком!" Тут же я дал клятву в том, что больше повторять супружеские измены не буду». И, действительно, он стал примерным мужем.
«Блаженны кроткие…»
Крестьянин, имевший зверский нрав,
в покаянии скончался на могиле своей кроткой жены
Секретарь митрополита Московского Владимира священник В. Д. Петропавловский рассказал о таком случае. «В числе моих прихожан, – говорил он, – был зверского нрава крестьянин по имени Федор. Он имел как дар Божий смиреннейшую жену по имени Мария, но ее нисколько не ценил. Возвращаясь с базара в нетрезвом виде и подъезжая к дому, он, как правило, грубо кричал: "Марья!" Слыша этот крик, Мария, как беззащитная смиренная голубка перед нападением ястреба, мысленно лишь в Боге искала себе спасения. Свирепый муж обычно настигал ее, и тяжелый кулак его безжалостно опускался на голову женщины. Она падала, обливаясь кровью, которая лилась ручьями из ее рта и носа. Полумертвую, соседи на руках вносили ее в дом. Такими побоями Мария была доведена до преждевременной смерти. Когда ее муж, наконец, очнулся от своего безумия, она уже лежала бездыханной в гробу.
Во время последней заупокойной литургии Федор, подобно каменной статуе, безмолвно стоял перед гробом своей усопшей жены, но с наступлением отпевания вдруг залился слезами и стал произносить свои немудреные, но сердечные причитания: "Ты, дорогая моя, – неоцененное сокровище, данное мне от Бога как дар, который я не оценил. Ты уходишь из этой жизни к вечному блаженству как мученица от моих побоев. Прости меня!"
После смерти жены Федор совершенно переменился. Вероятно, по ее молитвам он стал смиренным, кротким и совершенно трезвым человеком. Возвращаясь с рынка, он по пути всегда заезжал на могилу своей жены, буквально орошал ее слезами и при этом оглашал воздух громкими рыданиями. Все односельчане при звуках этого плача обычно сдержанно говорили друг другу: "Опять Федор Алексеевич плачет над могилой своей жены".
Однажды Федор на могиле так рыдал, что не выдержало его сердце, и он предал здесь свою душу Богу. Его нашли мертвым, прислонившимся головой к могильной насыпи. Так смиренная жена, при жизни не приведшая своего мужа к покаянию, своим посмертным предстательством за него перед Богом исходатайствовала ему спасительный дар покаяния».
Сила молитвы жены-христианки
Я просила Матерь Божию помочь мне в моей скорби,
а святителя Николая Чудотворца –
быть покровителем и заступником сына...
Одна благочестивая женщина, жительница города Александрова Анна Семеновна Баранова, сообщила следующее. Муж ее, совершенный алкоголик, почти никогда не приходил домой трезвым. При всем том по душе он был добрый человек. Многолетней скорби Анны Семеновны за мужа не было предела. «Однажды, – рассказывала она, – на день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы муж мой, совсем опьяневший, едва дошел до дома. В тот праздник у меня, грешной, на душе была такая непроглядная скорбь, что и выразить не могу. Почему-то вспомнились мне тогда слова молитвы к Царице Небесной: "К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?" Заливаясь горючими слезами перед Ее святым образом, данным мне родителями в благословение, я забыла о всем житейском. Проливая слезы, я просила Матерь Божию, известными только Ей судьбами, помочь мне – Своим предстательством перед Сыном Ее и Богом спасти меня от скорби, а мужа моего – от страшного порока пьянства. Помолившись, я успокоилась и почувствовала сердечную радость.
В четыре часа утра муж мой проснулся. Подойдя ко мне с кротостью и любовью, он неожиданно сказал: "Анюта! Прости меня за то, что я причинял тебе великую скорбь в течение многих лет. Видит Бог, как бы я желал исправиться и положить новое начало своей жизни. Дай мне чистое белье и праздничную одежду, я пойду к утрене и Литургии". Взяв с собой троих детей, он ушел в храм Божий и по возвращении оттуда принес в дом мир, тишину и Божие благословение.
С того дня и до своей христианской кончины, то есть в течение пятнадцати лет, водки он не пил уже ни единой капли, был добрым отцом для детей и примерным тружеником по кузнечному ремеслу».
После смерти мужа Анна Семеновна осталась вдовою. Имея малолетних детей, она всецело занялась их воспитанием. Средний сын ее, Алексей Иванович, с молодых лет поступил в обитель преподобного Сергия и в течение всей своей жизни был примерным иноком. Он скончался почтенным старцем Троице-Сергиевой обители в должности ризничего Лавры в сане игумена.
Своего младшего сына, Ивана Ивановича, Анна Семеновна устроила в один магазин приказчиком. Перед поступлением сына на эту работу она сняла с божницы маленькую иконку святителя Христова Николая и, благословляя сына иконой, с рыданием воскликнула: «Тебе, святитель Божий, отче Николае, поручаю сына своего! Сохрани и соблюди его на всех путях его жизни от поспешения диавольского и настави его на добрый путь спасения». После того Иван Иванович начал свою работу в магазине. Первое время он выполнял ее успешно, но, к сожалению, у него вскоре открылась отцовская слабость к вину. Он запил, потерял место в магазине и в отчаянии решил утопиться. «Мысль о самоубийстве, – рассказывал он впоследствии, – терзала мою душу, понуждая меня безотлагательно совершить задуманное. Накануне того дня, когда я решил утопиться, вижу ночью во сне пред собою святителя Божия Николая в полном облачении. Сияя небесным светом, он, обращаясь ко мне, строго сказал: "Несчастный, что ты задумал: по безумию своему губить себя и быть вечным рабом диавола! Призови в помощь Бога, покайся, не забывай молитвы и любви к себе матери твоей. Иди в Благовещенский собор. Там, по входе в храм, на правой колонне увидишь икону Николая Мирликийского. Поставь ему на последние имеющиеся у тебя две копейки свечку, а дальнейшую твою жизнь предай воле Божией". В это мгновение я просыпаюсь и немедленно иду в Благовещенский собор. Войдя в него, на правой колонне я действительно увидел икону святителя Николая и когда пристально взглянул на нее, то поражен был сходством иконного изображения и видом явившегося мне во сне святителя Николая. Я поставил пред иконою на имеющиеся у меня две копейки свечу и всю утреню и обедню проплакал какими-то теплыми, благодарными слезами к святителю Николаю, спасшему мою жизнь.
Кончилась Литургия. Выхожу из собора и не знаю, куда мне идти. На паперти чувствую, что кто-то идущий сзади тихо меня ударяет по плечу. Я оглянулся и вижу перед собою одного знакомого человека. Я ему когда-то имел счастье сделать доброе дело. Он с видимою радостью говорит мне: "Иван Иванович! Ты мне очень нужен. У меня для тебя хорошее место. Пойдем сейчас ко мне, а потом я сведу тебя к будущему твоему хозяину". Я говорю ему: "Послушай, как ты можешь меня представить хозяину в таком ужасном костюме? Он отвернется от меня!" – "Относительно этого не беспокойся, – успокоительно отвечает друг, – все, начиная с белья, я дам тебе свое".
У него на квартире я переоделся, и мы с ним пошли смотреть мое новое место работы. Я был принят на службу с хорошим жалованьем и квартирой. Так, благодаря предстательству и отеческой помощи святителя Христова Николая и за молитвы моей дорогой матери, я устроился чудесным образом. Вспоминая этот момент своей жизни, всякий раз я не могу не воскликнуть благодарно: "Дивен Бог во святых Своих!"» (Пс. 67:36).
Источник: Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. СТСЛ, 2010. - С. 531-535.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра