Святитель Московский Филарет: «Молиться можно и должно не только в храме, но и в любом месте»

Святитель Московский Филарет: «Молиться можно и должно не только в храме, но и в любом месте»

Молиться можно и должно не только в храме, но и в ином месте — в любом. Мы знаем слова святителя: «...не можете посещать храм Божий» — не скорбите, а храните «Имя Господне в сердце Вашем, и фимиам молитвы да восходит горе от души Вашей — и тогда Вы не чужды храма Божия». Следует вспомнить «авву, который пришел в царский дом, в ожидании царя, стоял в углу и читал про себя часы». «И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства... Работать Господу можно и в уединении, и в семье».

Славить Бога мы обязаны во всяком месте и во всякое время. «Я, — учит святитель, — полагал бы приступить к молитве более частно, нежели торжественно».

Благоприятное время для молитвы — вечер, когда мы можем успокоиться после суеты дня. «Отходя ко сну, читайте молитву “Да воскреснет Бог” или и полный псалом, начинающийся сими словами, ограждайтесь крестным знамением, как учит молитвенная книга. Не смущайте сами себя воспоминанием какой-нибудь нечаянности, которой не понимаете, или, может быть, понимаете хуже, нежели она есть. Верно то, что пред именем Иисусовым всяко колено преклонится Небесных, и земных и преисподних, то есть, или поклонится благоговейно, или падет и изнеможет в страхе».

Вечернее время, напоминающее нам, что и в нашей жизни придет вечер, подходяще посвятить и поминовению усопших. Отходя ко сну, молитесь: «Господи, упокой души раб Твоих, и даруй душам нашим общение во Имени Твоем в вере и благодати, и в обителях Твоих Небесных, паче кратковременной близости в земле и в могиле». И на одре сна, в немощи, болезни благо славить Бога «и призывать, по подражанию тому, который написал: “Поминах Тя на постели моей” (Пс. 62:7)». Благо употреблять молитву и во время приема лекарств. «Слышите, что Церковь молится о плавающих, путешествующих, недугующих. Кто может, молясь о душе, здоровье, оставляет просто на волю Божию, но и тот не грешит, кто молится о здоровье, чтобы употребить оное для очищения своих грехов».

Приходят горделивые мечты — молитву не прерывать. «Если приходит лукавый помысл, покушающийся изгнать человека из области духовного мира — остановись и исповедуй свою немощь словами трех отроков: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9:7); потом, по совету святителя Димитрия, воззови ко Господу словами псалма: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16:11), Радость моя, избави мя. За сим со вниманием продолжай свое дело, не развлекая себя случившимся». Также, если начнут одолевать «страхования» — отвергнуть их и мужественно продолжать молитву. «Чего бояться и зачем останавливаться, когда молитесь псалмом Давидовым? Это слово Богодухновенное. Оно может дать ум Христов, а не поколебать ум естественный». Против колебаний есть и Крест. Повторяем: «Силой Креста Твоего сохрани нас, Господи. И мысленный образ Креста есть оружие против приражения».

Говорящим, что «молитва есть не иное что, как дела», можно спокойно заметить, например, так: «Это, кажется, и правда, ибо сказано: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7:21), — но на что же сей Самый Спаситель, уча, как творить волю Отца Своего, учил и молитве, и даже дал образец молитвы: «Отче наш» и проч. На это Он Сам, сотворивший все возможные добрые дела, упражнялся в молитве, как, например, некогда «бе об нощь в молитве Божией» (Лк. 6:12).

И что еще важно: время молитвы не ограничено — можно молиться, сколько душе угодно: «От молитвы не сделается человек больным, а может сие случиться от скорби, соединенной с нетерпеливостью».

Святитель обращает внимание на сам образ молитвы. Прежде всего, «надобно стараться быть в молитве постоянну и непоколебиму нечаянностями; но также надобно в ней быть тиху и смиренну, и не давать дерзновения воображению».

Подлинное сокровище - внутренняя молитва. Она «есть сокровище, сокровенное на селе, для приобретения которого можно и надобно продать все невнутреннее, то есть оставить все, что развлекает и препятствует углублению в основание души и вступлению в благодатное общение с Богом».

Можно молиться своими словами: «В простоте верующий иногда нестройными словами молится лучше разумевающего, чему есть пример в сказаниях отцев».

Правильность молитвы не во множестве слов, а в образе их произношения. «Лучше не число молитв и чтений умножать, а стараться немногое читаемое читать неспешно, углублять внимание и, так сказать, давать себе время в покое вкушать дух и силу того, что читаем». Нет возможности исполнить молитвенное правило — «мысленно и сердечно взывайте к Господу, и также на память произносите псалмы и молитвы, которые знаете. Сердца требует Господь».

Для немощного разрешается молиться сидя. Такому христианину можно даже и «в церкви поставить» кресло.

Содержание частной — вне храма молитвы так же разнообразно как и в храме.

Возносят молитвы:

— «как бы правым путем дойти до нашего предела, и благонадежно переступить чрез трудный праг, на степень восходящую, а не низходящую»;

— благодарят Бога «за то, что дарует». «Если даются слезы — надобно благодарить благоутробного Бога, и пользоваться ими для очищения души. Но как ничего не должно быть чрезмерно, то и слезам иногда надобно поставлять предел, чрез обращение ума к другому доброму занятию»;

— просят помощи Божией, просят наставить «на истинное и полезное», и, если помощь не дается скоро, «не надобно унывать, но продолжать ударять в двери милосердия, а с тем вместе и самому подвизаться должно, чтобы удерживать неблагоприятные движения сердца и воли»;

— молятся о единодушии и мире;

— ходатайствуют за неумиротворенных. 

Приятно молиться за те добрые души, «о которых знаешь, что они зрят к Творцу и в Нем сближаются с нами, и Он один ведает, кто из двух более благотворит другому, молящийся, или просящий молитвы». 

Хорошо, когда частная или келейная молитва совершается в полной тайне. «Без нужды не должно говорить о своих духовных упражнениях; но гордиться есть ли чем, хотя и скажем о наших упражнениях? Спаситель в саду Гефсиманском молился до кровавого пота: вот молитва напряженная! Молясь на Фаворе, Он просветился даже до одежды: вот молитва благодатно действенная!».

* * *

Святитель радуется, что многими возносится много молитв, призывает не ослабевать в подвиге, «оградясь молитвой и терпением», и паки просит братию Свято-Троицкой обители припасть к преподобному Сергию, да умилосердится Господь.

«Житие же Ваше да продолжится еще, чтобы Вы помогали молитвой и примером нам, борющимся с молвой и волнением дня».

Источник: К. Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. М.: «Ковчег», 2010.


3 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.