Молиться можно и должно не только в храме, но и в ином месте — в любом. Мы знаем слова святителя: «...не можете посещать храм Божий» — не скорбите, а храните «Имя Господне в сердце Вашем, и фимиам молитвы да восходит горе от души Вашей — и тогда Вы не чужды храма Божия». Следует вспомнить «авву, который пришел в царский дом, в ожидании царя, стоял в углу и читал про себя часы». «И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства... Работать Господу можно и в уединении, и в семье».
Славить Бога мы обязаны во всяком месте и во всякое время. «Я, — учит святитель, — полагал бы приступить к молитве более частно, нежели торжественно».
Благоприятное время для молитвы — вечер, когда мы можем успокоиться после суеты дня. «Отходя ко сну, читайте молитву “Да воскреснет Бог” или и полный псалом, начинающийся сими словами, ограждайтесь крестным знамением, как учит молитвенная книга. Не смущайте сами себя воспоминанием какой-нибудь нечаянности, которой не понимаете, или, может быть, понимаете хуже, нежели она есть. Верно то, что пред именем Иисусовым всяко колено преклонится Небесных, и земных и преисподних, то есть, или поклонится благоговейно, или падет и изнеможет в страхе».
Вечернее время, напоминающее нам, что и в нашей жизни придет вечер, подходяще посвятить и поминовению усопших. Отходя ко сну, молитесь: «Господи, упокой души раб Твоих, и даруй душам нашим общение во Имени Твоем в вере и благодати, и в обителях Твоих Небесных, паче кратковременной близости в земле и в могиле». И на одре сна, в немощи, болезни благо славить Бога «и призывать, по подражанию тому, который написал: “Поминах Тя на постели моей” (Пс. 62:7)». Благо употреблять молитву и во время приема лекарств. «Слышите, что Церковь молится о плавающих, путешествующих, недугующих. Кто может, молясь о душе, здоровье, оставляет просто на волю Божию, но и тот не грешит, кто молится о здоровье, чтобы употребить оное для очищения своих грехов».
Приходят горделивые мечты — молитву не прерывать. «Если приходит лукавый помысл, покушающийся изгнать человека из области духовного мира — остановись и исповедуй свою немощь словами трех отроков: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9:7); потом, по совету святителя Димитрия, воззови ко Господу словами псалма: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16:11), Радость моя, избави мя. За сим со вниманием продолжай свое дело, не развлекая себя случившимся». Также, если начнут одолевать «страхования» — отвергнуть их и мужественно продолжать молитву. «Чего бояться и зачем останавливаться, когда молитесь псалмом Давидовым? Это слово Богодухновенное. Оно может дать ум Христов, а не поколебать ум естественный». Против колебаний есть и Крест. Повторяем: «Силой Креста Твоего сохрани нас, Господи. И мысленный образ Креста есть оружие против приражения».
Говорящим, что «молитва есть не иное что, как дела», можно спокойно заметить, например, так: «Это, кажется, и правда, ибо сказано: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7:21), — но на что же сей Самый Спаситель, уча, как творить волю Отца Своего, учил и молитве, и даже дал образец молитвы: «Отче наш» и проч. На это Он Сам, сотворивший все возможные добрые дела, упражнялся в молитве, как, например, некогда «бе об нощь в молитве Божией» (Лк. 6:12).
И что еще важно: время молитвы не ограничено — можно молиться, сколько душе угодно: «От молитвы не сделается человек больным, а может сие случиться от скорби, соединенной с нетерпеливостью».
Святитель обращает внимание на сам образ молитвы. Прежде всего, «надобно стараться быть в молитве постоянну и непоколебиму нечаянностями; но также надобно в ней быть тиху и смиренну, и не давать дерзновения воображению».
Подлинное сокровище - внутренняя молитва. Она «есть сокровище, сокровенное на селе, для приобретения которого можно и надобно продать все невнутреннее, то есть оставить все, что развлекает и препятствует углублению в основание души и вступлению в благодатное общение с Богом».
Можно молиться своими словами: «В простоте верующий иногда нестройными словами молится лучше разумевающего, чему есть пример в сказаниях отцев».
Правильность молитвы не во множестве слов, а в образе их произношения. «Лучше не число молитв и чтений умножать, а стараться немногое читаемое читать неспешно, углублять внимание и, так сказать, давать себе время в покое вкушать дух и силу того, что читаем». Нет возможности исполнить молитвенное правило — «мысленно и сердечно взывайте к Господу, и также на память произносите псалмы и молитвы, которые знаете. Сердца требует Господь».
Для немощного разрешается молиться сидя. Такому христианину можно даже и «в церкви поставить» кресло.
Содержание частной — вне храма молитвы так же разнообразно как и в храме.
Возносят молитвы:
— «как бы правым путем дойти до нашего предела, и благонадежно переступить чрез трудный праг, на степень восходящую, а не низходящую»;
— благодарят Бога «за то, что дарует». «Если даются слезы — надобно благодарить благоутробного Бога, и пользоваться ими для очищения души. Но как ничего не должно быть чрезмерно, то и слезам иногда надобно поставлять предел, чрез обращение ума к другому доброму занятию»;
— просят помощи Божией, просят наставить «на истинное и полезное», и, если помощь не дается скоро, «не надобно унывать, но продолжать ударять в двери милосердия, а с тем вместе и самому подвизаться должно, чтобы удерживать неблагоприятные движения сердца и воли»;
— молятся о единодушии и мире;
— ходатайствуют за неумиротворенных.
Приятно молиться за те добрые души, «о которых знаешь, что они зрят к Творцу и в Нем сближаются с нами, и Он один ведает, кто из двух более благотворит другому, молящийся, или просящий молитвы».
Хорошо, когда частная или келейная молитва совершается в полной тайне. «Без нужды не должно говорить о своих духовных упражнениях; но гордиться есть ли чем, хотя и скажем о наших упражнениях? Спаситель в саду Гефсиманском молился до кровавого пота: вот молитва напряженная! Молясь на Фаворе, Он просветился даже до одежды: вот молитва благодатно действенная!».
* * *
Святитель радуется, что многими возносится много молитв, призывает не ослабевать в подвиге, «оградясь молитвой и терпением», и паки просит братию Свято-Троицкой обители припасть к преподобному Сергию, да умилосердится Господь.
«Житие же Ваше да продолжится еще, чтобы Вы помогали молитвой и примером нам, борющимся с молвой и волнением дня».
Источник: К. Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. М.: «Ковчег», 2010.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра