После перехода по скалистой Иерихонской пустыне взору путников открылась Елеонская гора, заслонявшая Иерусалим. На ее склоне виднелась Вифания, куда и направился Иисус с учениками. Это было маленькое селение, не больше Назарета, – ныне арабская деревня Эль-Азария (греч. «место Лазаря»).
Воскрешение Лазаря. К. Г. Блох, XIX в.
Не доходя до Вифании, апостолы узнали от встретившихся на дороге жителей, что умерший Лазарь «уже четыре дня в гробе». В доме Лазаря собрались его родные, друзья и знакомые из Иерусалима, находившегося всего в получасе ходьбы. По древнему обычаю иудеи оплакивали своих умерших в течение семи дней. Лазарь был человек сановный и знаменитый, и многие пришли утешить его осиротевших сестер. Мария во внутренних комнатах в глубокой печали беседовала с пришедшими. Марфа, услышав о приближении Иисуса, тотчас вышла из Вифании Ему навстречу.
Увидев Иисуса, она кротко и скорбно произнесла: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», – и выразила веру в то, что Бог всегда милостиво исполнит прошения Иисуса: «Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Вера ее нуждалась в укреплении и озарении свыше, ибо Марфа считала Иисуса не более как добродетельным и близким к Богу человеком.
Камень, на котором сидел Иисус, беседуя с Марфой и Марией.
Монастырь Встречи
Видя маловерие женщины, Господь сказал твердо: «Воскреснет брат твой». Угнетенная горем, Марфа подумала, что Иисус утешает ее напоминанием о всеобщем воскресении мертвых: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» мира.
«Веришь ли сему?» – спросил Иисус. В скорби своей Марфа, как учит святитель Иоанн Златоуст, не уразумела глубины Его слов, а потому не ответила на вопрос Спасителя, но лишь в общих словах исповедала Его высокое достоинство: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Господь попросил Марфу привести сестру, Сам же оставался вне селения, ближе к месту погребения Лазаря. Услышав, что Иисус пришел и зовет ее, Мария «поспешно встала и пошла к Нему». Иудеи, пришедшие утешать сестер, направились за ней, «полагая, что она пошла на гроб – плакать там».
Воскрешение четверодневного Лазаря.
Афон, Дионисиат, XVI в.
Приблизившись к Учителю, от Которого чаяла получить утешение, Мария «пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В дни скорби о Лазаре сестры, по-видимому, много сокрушались, что к одру больного не пришел Иисус, Который непременно исцелил бы Своего друга, и теперь Мария вслед за Марфой со слезами высказала ту же мысль. «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом». Христос-Человек печалился о смерти друга, о горе осиротевших сестер, – может быть, Он узрел в слезах, пролитых о Лазаре, и все несчастья людей, ниспавших из рая и пораженных теперь болезнями и смертью. Человеческая скорбь была близка любвеобильному сердцу Спасителя, Он спросил: «Где вы положили его?» – и прослезился Сам.
В слезах Христа народ увидел искреннюю и глубокую любовь Его к Лазарю. Некоторые же из враждебно настроенных злорадствовали: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» Они словно говорили: если так любил Лазаря, значит, был бессилен исцелить, потому и не пришел, а следовательно, и недавнее исцеление Им слепорожденного – обман. Злобствуя, они не назвали Иисуса по имени, но сказали презрительно: «Сей». Даже в столь скорбный день ненавистники Христовы не оставляли своей вражды.
Подойдя ко гробу, Иисус, как истинный Человек, взволновался духом. Это была пещера, вход в которую преграждал камень. Народ полагал, что Христос намерен здесь, у самой гробницы любимого друга, излить Свою печаль, но неожиданно для всех Он повелел отвалить камень. В погребальные пещеры иудеи входили только в двух случаях: для подтверждения действительности смерти и для умащения тела смирной и благовониями, если этого не успевали сделать при позднем вечернем погребении, причем входили вскоре после погребения, а не тогда, когда труп уже разлагался.
Воскрешение Лазаря. А. Н. Миронов, 2011.
«Господи! уже смердит», – робко запротестовала Марфа, не желая видеть ужаса тления; запах от пещеры больно поразил ее сердце. Человеческий разум Марфы отказывался верить в возможность возвращения к жизни разлагающегося тела, не уразумела она возвещенную ей Спасителем истину, что Он Сам и есть Источник всей жизни в мире. Еще в Перее Господь говорил посыльным от сестер, что болезнь Лазаря «не к смерти, но к славе Божией», поэтому теперь, возводя веру Марфы на высоту, приличествующую чудотворению, Иисус напомнил: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
«Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший». Взоры всех устремились в сумрак подземелья. Наступила тишина. Иисус намеревался совершить одно из самых поразительных чудес. Накануне приближающихся Крестных страданий Сына Человеческого и Его смерти это чудо должно было возвысить в народе веру в Него, а ближайших учеников предохранить от колебаний и сомнений в день Его смерти: как восстал четверодневный Лазарь, так восстанет и Сам Спаситель.
Христос «возвел очи к небу», дабы все видели, что Он творит чудеса в согласии с волей Всевышнего, а не с помощью сатаны, и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня», – ибо у Отца и Сына единая Божественная воля, «но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня», – поверили, что Он истинный Мессия, принесший миру спасение.
Гробница Лазаря в Вифании
Что происходило в минуту молитвы Христовой в царстве смерти, где пребывала душа Лазаря? Нам не дано знать, но для Творца Вселенной и ее физических законов нет преград и необратимых явлений.
«Лазарь, иди вон!», – воззвал Иисус громким голосом, показывая, что Он и есть Тот, Кто вызвал из небытия этот мир и создал из персти земной Адама, Тот, Кто и при Втором Пришествии воскресит всех умерших. Всесильное слово Сына Божия огласило мрачное жилище смерти, достигло глубин ада и тотчас возвратило жизнь Лазарю, словно пробудив его от глубокого сна. Люди с ужасом увидели, что в сумраке пещеры появился умерший. Он медленно вышел из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком». Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Так совершилось одно из величайших чудес Христовых – воскрешение четверодневного Лазаря. Многие из иудеев, пришедших к Марии и Марфе, уверовали в Иисуса-Мессию, но некоторые продолжали упорствовать в неверии и пошли к Его злейшим врагам фарисеям донести о совершившемся.
Храм Лазаря в Ларнаке (о. Кипр), где хранятся мощи святого
До сего дня в Вифании сохранилась гробница Лазаря – пещера глубоко под землей с ложем, где покоилось тело усопшего. По преданию, воскрешенный Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, там же находится место его второго погребения. Лазарю суждено было, однажды родившись, умереть дважды; сподобится он и второго воскресения, когда все умершие восстанут в своих телах в сретение Господа Иисуса Христа при Его славном Втором Пришествии.
Источник: Воробьев С. Ю. Еванг. события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с ист. и археол. подтверждениями. М.: Изд-во МП РПЦ, 2015. – С. 331-335.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра