«Лазаре, гряди вон!»

После перехода по скалистой Иерихонской пустыне взору путников открылась Елеонская гора, заслонявшая Иерусалим. На ее склоне виднелась Вифания, куда и направился Иисус с учениками. Это было маленькое селение, не больше Назарета, – ныне арабская деревня Эль-Азария (греч. «место Лазаря»).

0_83b2f.jpg

Воскрешение Лазаря. К. Г. Блох, XIX в.

Не доходя до Вифании, апостолы узнали от встретившихся на дороге жителей, что умерший Лазарь «уже четыре дня в гробе». В доме Лазаря собрались его родные, друзья и знакомые из Иерусалима, находившегося всего в получасе ходьбы. По древнему обычаю иудеи оплакивали своих умерших в течение семи дней. Лазарь был человек сановный и знаменитый, и многие пришли утешить его осиротевших сестер. Мария во внутренних комнатах в глубокой печали беседовала с пришедшими. Марфа, услышав о приближении Иисуса, тотчас вышла из Вифании Ему навстречу.

Увидев Иисуса, она кротко и скорбно произнесла: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», – и выразила веру в то, что Бог всегда милостиво исполнит прошения Иисуса: «Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Вера ее нуждалась в укреплении и озарении свыше, ибо Марфа считала Иисуса не более как добродетельным и близким к Богу человеком.

камень.jpg

Камень, на котором сидел Иисус, беседуя с Марфой и Марией.
Монастырь Встречи

Видя маловерие женщины, Господь сказал твердо: «Воскреснет брат твой». Угнетенная горем, Марфа подумала, что Иисус утешает ее напоминанием о всеобщем воскресении мертвых: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» мира.

«Веришь ли сему?» – спросил Иисус. В скорби своей Марфа, как учит святитель Иоанн Златоуст, не уразумела глубины Его слов, а потому не ответила на вопрос Спасителя, но лишь в общих словах исповедала Его высокое достоинство: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Господь попросил Марфу привести сестру, Сам же оставался вне селения, ближе к месту погребения Лазаря. Услышав, что Иисус пришел и зовет ее, Мария «поспешно встала и пошла к Нему». Иудеи, пришедшие утешать сестер, направились за ней, «полагая, что она пошла на гроб – плакать там».

Voskreshenie_Lazara.jpg

Воскрешение четверодневного Лазаря.
Афон, Дионисиат, XVI в.

Приблизившись к Учителю, от Которого чаяла получить утешение, Мария «пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В дни скорби о Лазаре сестры, по-видимому, много сокрушались, что к одру больного не пришел Иисус, Который непременно исцелил бы Своего друга, и теперь Мария вслед за Марфой со слезами высказала ту же мысль. «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом». Христос-Человек печалился о смерти друга, о горе осиротевших сестер, – может быть, Он узрел в слезах, пролитых о Лазаре, и все несчастья людей, ниспавших из рая и пораженных теперь болезнями и смертью. Человеческая скорбь была близка любвеобильному сердцу Спасителя, Он спросил: «Где вы положили его?» – и прослезился Сам.

В слезах Христа народ увидел искреннюю и глубокую любовь Его к Лазарю. Некоторые же из враждебно настроенных злорадствовали: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» Они словно говорили: если так любил Лазаря, значит, был бессилен исцелить, потому и не пришел, а следовательно, и недавнее исцеление Им слепорожденного – обман. Злобствуя, они не назвали Иисуса по имени, но сказали презрительно: «Сей». Даже в столь скорбный день ненавистники Христовы не оставляли своей вражды.

Подойдя ко гробу, Иисус, как истинный Человек, взволновался духом. Это была пещера, вход в которую преграждал камень. Народ полагал, что Христос намерен здесь, у самой гробницы любимого друга, излить Свою печаль, но неожиданно для всех Он повелел отвалить камень. В погребальные пещеры иудеи входили только в двух случаях: для подтверждения действительности смерти и для умащения тела смирной и благовониями, если этого не успевали сделать при позднем вечернем погребении, причем входили вскоре после погребения, а не тогда, когда труп уже разлагался.

9laz.jpg

Воскрешение Лазаря. А. Н. Миронов, 2011.

«Господи! уже смердит», – робко запротестовала Марфа, не желая видеть ужаса тления; запах от пещеры больно поразил ее сердце. Человеческий разум Марфы отказывался верить в возможность возвращения к жизни разлагающегося тела, не уразумела она возвещенную ей Спасителем истину, что Он Сам и есть Источник всей жизни в мире. Еще в Перее Господь говорил посыльным от сестер, что болезнь Лазаря «не к смерти, но к славе Божией», поэтому теперь, возводя веру Марфы на высоту, приличествующую чудотворению, Иисус напомнил: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»

«Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший». Взоры всех устремились в сумрак подземелья. Наступила тишина. Иисус намеревался совершить одно из самых поразительных чудес. Накануне приближающихся Крестных страданий Сына Человеческого и Его смерти это чудо должно было возвысить в народе веру в Него, а ближайших учеников предохранить от колебаний и сомнений в день Его смерти: как восстал четверодневный Лазарь, так восстанет и Сам Спаситель.

Христос «возвел очи к небу», дабы все видели, что Он творит чудеса в согласии с волей Всевышнего, а не с помощью сатаны, и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня», – ибо у Отца и Сына единая Божественная воля, «но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня», – поверили, что Он истинный Мессия, принесший миру спасение. 

Lazarus2.jpg

Гробница Лазаря в Вифании

Что происходило в минуту молитвы Христовой в царстве смерти, где пребывала душа Лазаря? Нам не дано знать, но для Творца Вселенной и ее физических законов нет преград и необратимых явлений.

«Лазарь, иди вон!», – воззвал Иисус громким голосом, показывая, что Он и есть Тот, Кто вызвал из небытия этот мир и создал из персти земной Адама, Тот, Кто и при Втором Пришествии воскресит всех умерших. Всесильное слово Сына Божия огласило мрачное жилище смерти, достигло глубин ада и тотчас возвратило жизнь Лазарю, словно пробудив его от глубокого сна. Люди с ужасом увидели, что в сумраке пещеры появился умерший. Он медленно вышел из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком». Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Так совершилось одно из величайших чудес Христовых – воскрешение четверодневного Лазаря. Многие из иудеев, пришедших к Марии и Марфе, уверовали в Иисуса-Мессию, но некоторые продолжали упорствовать в неверии и пошли к Его злейшим врагам фарисеям донести о совершившемся.

agios_lazarios.jpg

Храм Лазаря в Ларнаке (о. Кипр), где хранятся мощи святого

До сего дня в Вифании сохранилась гробница Лазаря – пещера глубоко под землей с ложем, где покоилось тело усопшего. По преданию, воскрешенный Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, там же находится место его второго погребения. Лазарю суждено было, однажды родившись, умереть дважды; сподобится он и второго воскресения, когда все умершие восстанут в своих телах в сретение Господа Иисуса Христа при Его славном Втором Пришествии.

Источник: Воробьев С. Ю. Еванг. события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с ист. и археол. подтверждениями. М.: Изд-во МП РПЦ, 2015. – С. 331-335.


11 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.