Ставрография – наука о кресте – в настоящее время переживает период подъема. В последние годы вышли в свет два ставрографических сборника, в которых рассмотрены вопросы, связанные с методологией изучения памятников, проблемами терминологии, а также опубликованы кресты из различных музейных коллекций. Тем важнее представляется собрание крестов, ранее принадлежавшее Троице-Сергиевой Лавре, ныне хранящееся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
Этот интереснейший материал привлекал внимание исследователей XX в. В 1921 г. Ю. А. Олсуфьев опубликовал «Опись крестов Троице-Сергиевой Лавры», явившуюся первой и единственной попыткой комплексной систематизации и научной обработки крестов из троицкой ризницы. В 1960 г. была издана монография-каталог Т. В. Николаевой «Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея», где в соответствии с заданной темой подобраны кресты из дерева, кости и камня, а также небольшая часть крестов-мощевиков из драгоценных металлов.
Крест-мощевик прп. Сергия – благословение
Патриарха Константинопольского Филофея.
XIV век. Собрание Троице-Сергиевой Лавры
В сборник «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России» (М., 2000 г.) вошла статья Л. М. Спириной «Троицкие кресты XVI–XVII вв. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника», в которой проведена атрибуция группы памятников. Большая часть золотых и серебряных наперсных и богослужебных крестов представлена в многочисленной научно-популярной литературе.
В настоящий момент проводится полная каталогизация ризничного собрания крестов, дополненного рядом произведений периода его музейной истории. Материалами для научной обработки крестов, их систематизации и осмысления темы служат бесценные документы лаврского архива. В первую очередь, это многочисленные Вкладные книги и Описи монастырского имущества XVII–XIX вв., дающие возможность проследить истории вкладов и бытования крестов, их починки и прочее. Письменные материалы уточняют хронологическую атрибуцию, подтверждают или опровергают легендарные сведения.
Сравнительный анализ источников показывает изменение числительного компонента на протяжении значительных отрезков времени. Выявилось, например, что максимальное количество наперсных крестов относится к первой половине XVIII в. Так, в Описи 1641 г. их насчитывается около 200, в Описи 1759 г. – 499, а в Описи 1908 г. – всего 91. Большей частью наперсные кресты служили привесами к иконам. Их периодически снимали и переносили из соборов в ризницу (при этом часто утрачивались исходные исторические данные). В то же время количество богослужебных крестов неуклонно возрастало. По Описи 1641 г. выявляется 8 крестов, по Описи 1759 г. – 29 крестов, по Описи 1908 г. – 87 крестов.
Весьма ценными являются сведения, уточняющие терминологию, связанную с формой креста и его назначением. Например, большие богослужебные кресты в Описи 1641 г. названы «воздвизальными». Эти же кресты во всех Описях XVIII в. указаны как «благословящие», а в Описях XIX в. – «напрестольные». Однако все три наименования изредка встречаются в отдельных документах на всем протяжении XVII–XIX вв.
А вот термин «водосвятный» определяет не форму, а практическое применение креста. В качестве водосвятного мог применяться четырехконечный мощевик средних размеров и крупногабаритный напрестольный крест. Так же и в случаях с выносными (процесиональными) крестами выявлено, что на посох иногда укрепляли сравнительно небольшой экземпляр типа наперсного мощевика (комплекс сохранился), но иногда и напрестольный крест (отделенный от трости, он был снова возвращен в ризницу). В связи с изучением коллекции крестов заостряется вопрос о местном их производстве. Эта непростая тема требует углубленного изучения и максимальной осторожности в атрибуции памятников.
Известно, что ризничное собрание Троице-Сергиевой Лавры сильно пострадало в 1920-х годах. Особенно это коснулось вещей XIX в., большая часть которых была изъята из музея. Среди утраченных крестов имелись поистине уникальные с точки зрения художественного воплощения, исторической актуальности и огромной материальной ценности. В настоящее время в собрании Сергиево-Посадского музея насчитывается около 200 крестов. Изучение столь значительного, хорошо документированного комплекса внесет серьезный вклад в ставрографическую науку.
Запрестольный крест является обязательной принадлежностью современного русского православного храма. Однако посетивший Россию в 1654–1656 гг. Патриарх Антиохийский Макарий отметил отсутствие таких крестов и указал Патриарху Никону, что за Престолом следует ставить крест с Распятием, «поскольку в Распятии Христовом уже содержится совет и действие Пресвятой Троицы».
Самая древняя сохранившаяся опись имущества Троице-Сергеева монастыря, составленная в 1641 г., в том числе включает и описания около 40 храмов, находившихся в ведении Троицкой обители. Больших «выносных запрестольных крестов, писанных на золоте, празелени или красках» в них числится всего 11.
Крестный ход на Светлой седмице
Фото: 9 мая, 2013 год
В Троице-Сергиевом монастыре в это время насчитывалось 7 церквей, все Престолы покрывали индитии, обязательным было наличие на Престоле Евангелия и креста воздвизального, а за Престолом – запрестольного образа. В Сергиевской надвратной церкви в приделе Василия Парийского этой же церкви и в Ирининском приделе Успенского собора крестов не было, однако в двух последних случаях пометы в Описи 1641 г. сообщают, что кресты приносятся из ризницы. Не зафиксирован воздвизальный крест и на Престоле Троицкого собора, однако «крест синолойный обложен серебром, а в нем вставлено в восьми местах Господских праздников, резь на рыбе зубе» располагался за Престолом.
В следующих по времени описях монастырского имущества, составленных в 1735 г. и 1737 г., на Престоле в Троицком соборе обнаруживаются уже 3 креста «благославящих». А запрестольный деревянный крест с изображением праздников и святых на костяных пластинах зафиксирован на Горнем месте. Описание этого креста соответствует запрестольному кресту, хранящемуся в настоящее время в СПМЗ (Инв. 2389). На яблоке он имеет надпись об устроении в 1649 г. на монастырские средства, а костяные вкладыши, по версии Т. В. Николаевой, взяты с запрестольного креста XV в., находившегося в Троицком соборе в 1641 г., и частично приписываются мастеру Амвросию.
Так же в Описи 1737 г. среди «вновь явившихся вещей» в церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких отмечен запрестольный крест «деревянный, писан на обе стороны на красках, со страстями». В описях монастырского имущества 2-й половины XVIII в. (1756, 1759, 1789) кресты запрестольные не упомянуты вообще. С 1805 г. «амвросиевский» крест вновь прослеживается по документам, но числится он уже в Успенском соборе.
Кардинальное изменение отношения к храмовым крестам в Троице-Сергиевой Лавре наблюдается с 1830-х годах. С этого времени буквально все алтарные пространства, а в некоторых случаях и наосы (центральная часть храма), насыщаются большими крестами, причем не только запрестольно-выносными, но и памятными. Из крестов создаются целые композиции. Самой оригинальной была установка уже упоминавшегося «амвросиевского» запрестольного креста – он был водружен в алтаре Успенского собора на деревянного резного двуглавого орла, считавшегося подарком Петра I.
Самым ранним в ряду крестов XIX в. и единственным резным является «крест запрестольный из кипариса длиною 1 аршин 3 вершка, шириною 12 вершков», также находящийся ныне в фондах СПМЗ (Инв. 2340). Созданный в 1836 г. для алтаря Троицкого собора по заказу монастырских властей, этот крест, несомненно, представляет собой программное произведение, отразившее веяния эпохи историзма.
Крест связан с очередным этапом обустройства алтаря Троицкого собора 1835–1836 гг. На лицевой стороне восьмиконечного креста располагается 18 сцен страстного цикла. Для праздничных сцен и клейм с местной тематикой отведен оборот. Столь нетрадиционное распределение сюжетов стало даже причиной ошибки в Описи 1842 г., в которой в качестве лицевой стороны описано не Распятие со страданиями Господними, а плоскость с праздничным циклом.
Нельзя не отметить достаточно высокий уровень исполнения миниатюрных композиций – сцены отличаются изобилием персонажей и разнообразием деталей. Из документов известно имя автора: им является И. А. Цирюльников – представитель одной из двух основных династий сергиево-посадских мастеров миниатюрной резьбы. Запрестольный крест, созданный в 1836 г. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, – самый ранний и единственно точно атрибуированный образец местного ремесла, получившего широкое распространение во 2-й половине XIX в.
Таким образом, письменные источники в совокупности с сохранившимися памятниками позволяют сделать вывод о том, что запрестольные кресты до середины XIX в. не были обязательной храмовой принадлежностью. Качественные изменения начали происходить в 30-е годы XIX в. Многие из вновь создаваемых крестов имели памятный характер, чем объясняется их зачастую необычная расстановка. Резной крест 1836 г. с точки зрения символики воплотил идею спасения через повторение исторического пути Христа, пришедшую в эпоху Нового времени на смену средневековой идеи Небесного заступничества.
Л.А. Шитова, Г.П. Черкашина
Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России. IV Междунар. конф. / Тезисы докладов. – СП, СПМЗ, 2004.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра