Книжная миниатюра. Живительное совершенство древнерусской рукописной книги единодушно отмечают все исследователи. Процесс создания книги был коллективным. Вначале «доброписцем чернописным» писался весь основной текст, затем «статейный писец» делал заголовки киноварью, «заставочный писец» выполнял буквицы, «живописец иконный» писал миниатюры, и в завершение, «златописец» отделывал все декоративные и иллюстрационные элементы золотом. Мастера-переплетчики изготавливали переплетные крышки, обшивали их кожей, оковывали серебром или золотом и украшали драгоценными камнями.
Евангелист Лука. Миниатюра "Остромирова Евангелия"
1056-1057 гг.
Но дело не во внешней отделке книги. Каждая страница, каждый разворот рукописного издания — маленький шедевр, в котором искусно сочетаются и шрифтовая культура, и элементы декоративного оформления, и иллюстрация.
Древнейший памятник древнерусского книжного искусства — «Остромирово Евангелие». Оно датируется 1056-1057 годами. Чуть позже появляются оформленные растительным орнаментом «Изборники» — древние энциклопедии, содержащие сведения из различных областей знаний. Многие изографы занимались книжной миниатюрой и считали подобную работу одной из самых ответственных. Примером могут служить миниатюры преподобного Андрея Рублева для «Евангелия Хитрово», заставки и инициалы мастерской Феофана Грека, гравюры, выполненные по рисункам Симона Ушакова. И в первой русской печатной книге — «Апостоле», - В появившейся в 1553 году благодаря усердию «друкаря московитина» Ивана Федорова, были бережно сохранены основные принципы древнерусской рукописной традиции.
К памятникам древнерусской церковной культуры следует отнести и скульптуру, но скорее не традиционную круглую, а рельеф. Дело в том, что и в Византии, и на Руси круглая скульптура, по причинам различного характера (в большей степени догматическим), не получила распространения в качестве Священных изображений.
Один из древнейших рельефов — каменная резьба на фасаде Дмитриевского собора во Владимире (1197). Резное убранство занимает большую часть стен, заполняет колонны и поднимается по барабану к куполу. Растительные и животные орнаменты переплетаются с изображениями ветхозаветных, мифологических и исторических персонажей.
Литые «Корсунские» (или «Сигтунские») врата новгородской Софии восходят к XIII столетию. Изначально они были военным трофеем. Выполненные немецкими мастерами XI века металлические рельефные изображения перемонтировал и дополнил новгородский мастер — литейщик и скульптор — Авраамий. Свое изображение он поместил в левом нижнем углу, под библейскими сценами.
Скульптурный рельеф Димитриевского собора во Владимире.
1194 -1197 гг.
До настоящего времени дошли и деревянные скульптурные изображения. «Никола Можайский», «Параскева Пятница», «Святитель Евфимий» и другие скульптурные Священные изображения — исключения, подтверждающие правило. Все-таки мера стилистических условностей изображения на плоскости иконной доски малоприменима к объемной круглой скульптуре.
Конечно, в ряду памятников древнерусской культуры не следует забывать и о декоративно-прикладном убранстве храмов, и об орнаментальном украшении богослужебной утвари.
С. Алексеев. Иконописцы Святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописания. Ладан. Троицкая школа. Сакнт-Петербург 2008
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра