Архимандрит Варфоломей (в миру - Анатолий Кузьмич Калугин) – один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Родился в 1934 году в с. Спасском Сорочинского района Оренбургской области, там же провел детские годы. Семья была глубоко воцерковленной, поэтому Анатолий (в постриге – Варфоломей) пионером не был и в комсомол не вступал. Вместе с младшим братом Михаилом (впоследствии протоиереем) окормлялся у последнего Оптинского старца иеромонаха Даниила (Фомина), который благословил Анатолия на поступление в семинарию и определил его дальнейший монашеский путь (старец почил в Бозе, когда Анатолий учился во 2-м классе семинарии; он нес на кладбище гроб с телом отца Даниила из села Ивановка, что в 18-ти километрах от Сорочинска). В 1951 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. После 4-го курса семинарии отслужил 3 года в армии (в стройбате).
Жизнь архимандрита Варфоломея (Калугина) связана с Троице-Сергиевой Лаврой со времени обучения в Московской духовной академии. На четвертом курсе он принял монашеский постриг. В 1973 году при содействии Святейшего Патриарха Пимена официально становится насельником Лавры (до этого 10 лет подвизался здесь). Восемь с лишним лет был духовником в женском Горненском монастыре в Иерусалиме (1983–1991 гг.). Девять раз отец Варфоломей присутствовал при чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем.
Вернувшись в Лавру, Его Высокопреподобие уже более тридцати лет исповедует паломников и насельников обители. Несколько лет был духовником Оптиной пустыни. Также окормляет женский монастырь в г. Александрове Владимирской области.
В дни празднования 74-й годовщины Великой Победы предлагаем читателям нашего сайта воспоминания архимандрита Варфоломея о его нелегком довоенном детстве, его православной семье и начале жизненного пути.
Архимандрит Варфоломей (Калугин)
Фото: М. Лябухов. Пасха Христова, май 2016 года
Из воспоминаний архимандрита Варфоломея (Калугина)
На Волге самыми страшными годами были 1935–39-е – довоенные годы. Мама вышла замуж в 1921 году, когда самый лютый голод свирепствовал. Всё выгребали из ларей, и в колхозы всех сгоняли – отнимали скот и всё, что было. Мама говорила, что голод доводил до людоедства, родители ели своих детей.
У мамы было 11 детей. Мои старшие братья и сестры – 7 человек – до меня родились и умерли во младенчестве до моего рождения. Чаще всего умирали от недостатка пищи.
Мама вспоминала: Петенька-братец скажет: «Хочу молочка…» А голод был: хлеба не было, не то что молока, – лебеду ели. Мама говорила, что у нее сердце кровью обливалось. А что она может ему дать? Ничего нет. Вот такие времена жуткие.
Мой прадед умер в 1919-м году. Он был сильней коня – богатырь. Ну, конечно, он от недоедания умер: пищи не было – как раз те самые времена были тяжелые.
Отец в войну работал в трудовой артели в Бузулуке Оренбургской области, рядом с Сорочинском. Артель находилась в бывшем монастыре, насельницы которого в церкви в Сорочинском служили.
Артель производила гильзы для фронта – что-то в этом роде. У меня еще возраст был такой, что особенного интереса я к этому не проявлял и особо не расспрашивал. Это было в 1941-м, а в 1945 году я уже во 2-м классе начальной школы учился.
Перед войной мальчишки играли в военные игры, и стариков это очень озадачивало: «Ох, это не к добру. Обычно через детей Господь пророчествует». И действительно, весна прошла – летом война началась. ...А я кресты делал, из веточек, и все вокруг понимали, что это не просто шалость детская, а что-то пророческое, мистическое.
Ходил в школу в 1-й класс, помню, плакаты разные патриотические были. Проходили составы разные товарные, в них – обломки техники военной, самолеты; привозили их, разгружали у нас, в Сорочинском; трофеи с полей битвы привозили, в т. ч. и самолеты. Игрушек тогда не было, поэтому от самолета какие-то детали игрушками нам были.
Когда война кончилась, иду я в школу, а все кричат: «Сегодня не учимся! Идем домой! Сегодня День Победы!»
Я поступил в Саратове в семинарию в 1951 году. В 53-м Великим постом, ближе к весне (5 марта по нов. ст. – примеч. ред.), Сталин умер – я был во 2-м классе семинарии. Патриарх дал указание отслужить панихиду по новопреставленному. Святейший понимал, что Сталин каким-то образом обратился к Церкви, и сразу священников стали выпускать, свободу дали, служить стали. Это при Сталине всё было. Вот такие времена были…
Записал И.П.
9 мая 2019