Истинный путь

Истинный путь
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Господь наш Иисус Христос сегодня зовет нас за собой так, как ни­когда. Из Святого Евангелия вы слышали Его слова: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» [1].

Перед каждым из нас в жизни пролегают два раз­ных пути. Один — за Христом — узкий, скорбный, путь лишений и гонений, но единственный, ведущий в вечную жизнь. А другой — широкий — путь мир­ской жизни, приятный такой, гладкий и заманчивый, и многие идут по нему, но конец его — погибель.

И Господь наш Иисус Христос, «не хотящий смерти грешника», всех нас призывает идти Его путем: «Иже кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». Этот путь всегда был тяжел, но особенно нелегок он в наши дни: за­растает он теперь тернием, непогода его размывает, он проходит по горам, над ущельями, через пропас­ти. Сколько искушений, сколько препятствий и опас­ностей встречается здесь, но Господь призывает отвергнуться себя и идти за Ним этим путем.

Отвергнуться себя... Святые отцы говорят, что это означает возненавидеть себя. Это для нас трудно, дорогие мои, потому что мы от природы любим себя и ищем благополучной, хорошей, спокойной жизни. В призыве Господа возненавидеть себя подразумева­ется возненавидеть свои грехи, свои порочные при­вычки, свою леность, свою болтливость, нечистоту свою и прочее. А для этого нам надо оглянуться на се­бя. Как мы оглядываем себя, когда у нас платье запят­нанное, нечистое, и мы его скорее снимаем, так нам надо заглянуть в свою душу, и тогда мы увидим, что она, бедная, одета в рубище грехов и злых дел. Тогда только мы осознаем, сколько недостатков у нас в ду­ше — грязи, греховных пятен, увидим, насколько она истрепана жизненными искушениями и падениями. Надо поспешить сбросить с себя это рубище, омыть слезами, заменить его светлой одеждой покаяния, надо начать внимательно следить за собой, за своими делами, мыслями, поступками и словами... Тогда мы поймем, что нам надо именно отвергнуться себя, воз­ненавидеть себя в этом смысле. Нелегко это, но ино­го пути нет, дорогие мои.

Мало того, Господь призывает не только отверг­нуться себя, но и взять свой крест. Как Сам Он, Спа­ситель наш, шел на Голгофу, неся тяжелый крест, крест наших беззаконий. От этой тяжести Он не раз падал, изнемогая, и не имел сил встать, а Его били, пинали, заставляли идти дальше. Он пронес крест этот до конца, до самой Голгофы, и ни словом не по­роптал, не защитил Себя.

Дорогие мои, ведь мы все хотим спастись, и никто не хочет себе погибели, никто не хочет заслужить вечное наказание в геенских муках, в страшном огне адском, и, чтобы такого не случилось с нами, нам на­до мириться со своим жизненным крестом. Крест — это многосемейность, крест — это беззащитное одиночество. Крест — это недоброе соседство. Крест — это непослушный сын или беспутная дочь. Крест — это пьяница-муж... И внешний крест — невзгод, и внутренний крест — духовных страданий, пережива­ний, болезней душевных, страстей. Ныне у нас их особенно много. А мы, дорогие мои, очень плохо не­сем свой крест: все недовольствуем, все ропщем, го­ворим: «Мне Господь дал тяжелый крест, другие вон легче живут», и всякое такое возникает у нас смуще­ние, уныние, даже отчаяние. Так нести крест нельзя. Так крест будет для нас не орудием спасения, а поги­бели. Ведь два разбойника были распяты с Господом: один спасся, а другой погиб на своем кресте ропота, богохульства.

Есть крест спасительный, есть крест губительный, крест гордого непослушания, ропота, богоборчества. Сохрани Бог, избави Господь каждого от этого страш­ного креста!

Как хочется верить, хочется пожелать каждому из вас, дорогие мои, чтобы крест наш был нам во спасе­ние, в примирение, в прославление и благодарение Бога.

Дорогие мои, есть кресты, которые ведут прямо в преисподнюю. Рассказывал один священник. Он слу­жил в селе, и некоторые его прихожане домолились до того, что вовсе не давали ему прохода. Он был са­мый обыкновенный человек, но некоторые бого­мольцы, их можно назвать несчастными, привяза­лись к нему, как к святому, только и искали возмож­ность его увидеть, подойти, получить благословение. Он их наказывал, и от причастия отлучал, и вразум­лял всячески, но все было бесполезно, ничто их не ис­правляло. И в дождь, и в зимнюю стужу они оставля­ли работу, молитву и часами дожидались его, терпели всякие тяготы, принимали всякие неприятности, ради своего упорства и личного желания, считая, что этим они служат Богу. Бывает, что люди берут на себя не свой, спасительный, крест, а крест губительный, крест разбойничий. Когда священник рассказывал о своем положении одному архиерею, тот сказал: «Как несчастны эти люди, которые оставили своего Господа и прилепились к смертному человеку, несчастны тем, что несут крест не своего спасения, а гибели...»

Хотелось бы, дорогие мои, чтобы каждый из вас нес крест своего спасения, прилепился бы всей ду­шой к Господу Спасителю и со своим крестом до кон­ца прошел тесным путем. Это тяжелый, повторяю, нелегкий путь: отвергнуться себя и взять крест, но необходимо это сделать, как бы крест ни был тяжек, как бы ни гнул к земле, как бы мы под ним ни пада­ли, — надо все же идти за Господом.

Хотя и сказал Господь, что иго Мое благо, и бремя Мое легко [2], но путь этот тяжел, тяжел особенно для нас с вами, живущих в такое сложное и беспокойное время. И если спросить каждого из вас, все вы скаже­те, что жизнь тяжелая, что много грехов и еще боль­ше скорбей, что спасение далеко от нас. Так многие считают и унывают, отчаиваются...

Дорогие мои, чтобы вам не погибнуть, скажу вам одну истину, которая должна нас укрепить: раз Гос­подь нас зовет за Собой, Господь нам и поможет. Есть сила Христова, перед которой ничто не устоит. Когда Господь наш Иисус Христос посылал на проповедь Своих учеников, Он посылал их как овец среди вол­ков [3] . Они были совсем беззащитны и одиноки среди враждебного языческого мира, но с ними была сила Христова, и Господь заповедал им не бояться, не сты­диться и не страшиться: их ничто не может погубить, ничто им не повредит, потому что их будет охранять сила божественного могущества. И они пошли среди язычников, безбоязненно проповедовали, творили чудеса, они победили мир кроткой проповедью Хрис­това учения.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сколько бы кроткий христианин ни жил среди язычников, как овца среди волчьего стада, если он будет смиряться, то они не погубят, даже не коснутся его, потому что он имеет доброго, любящего, сильного Пастыря — Христа». Теперь люди обычно считают, что в жизни нет места смирению, что оно не приносит пользы, что смиренного обманут, унизят, «заклюют» вовсе. Это не верно, все совсем наоборот: чем смиреннее человек, чем скромнее и тише он живет, тем больше защищает его Господь и хранит. И чтобы твердо идти за Господом, нести крест свой, нам надо больше смиряться, надо со смирением и кротостью нести свои скорби. Наша сила во Христе. Мы — такие сла­бые и немощные, такие маловерные, ропотливые и сонливые, но мы пошли за Господом, сами пошли, мы идем за нашим добрым Пастырем, и Он нас за­щитит и не допустит хищным волкам расхитить ма­лое Свое стадо.

Святой апостол Иоанн Богослов созерцал однажды дивное видение: он видел дивную, таинственную книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную се­мью печатями [4], и никто ни на небе, ни на земле не мог ее прочитать, ни даже коснуться и открыть. И он много плакал о том, что не находилось никого достойного и сильного снять эти семь печатей. И был к нему голос: «Не плачь Иоанн, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» [5]. Он взглянул и увидел кроткого Агнца— Господа нашего Иисуса Христа. Он один был достойный взять и раскрыть книгу, в которой записаны были суды и пророчества Божии о вселенной. И в другой раз видел святой Иоанн страшного богохульного зверя со многими го­ловами и рогами, с которым никто не мог сразиться. И опять ему сказано было: «... Агнец победит их» [6].

Дорогие мои, я это все говорю вам потому, что мы носим на груди крест Христов, в сердце — Самого Господа, а на себе — наш крест скорбей. И Господь нас непременно защитит, и покроет, и поможет идти нашим узким путем.

Сегодня совершается память святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта [7]. Двое из них — Трофим и Савватий, как кроткие овечки, были схва­чены разъяренными язычниками, когда совершался бесовский языческий праздник и все приносили жертвы идолам. Их принуждали принести жертву, но они настолько сильно полюбили Господа, что не мог­ли отказаться от Него. Над ними надругались, их тер­зали, били и строгали, в железных сапогах с гвоздями гоняли по городу — словом, мучили всячески, но они все терпели ради Господа.

А Доримедонт был сенатор в том городе. Он таил свою веру, но, видя мужество святых мучеников и то, с каким терпением и кротостью они переносили страдания, сказал себе: «Если бы не помогал им Бог, то не могли бы они вынести этих мук». Он встал со своего сенаторского места и объявил себя христиа­нином, и все вместе они были замучены и убиты. Мо­гут возразить: что же их-то Господь не защитил, не избавил от мук, попустил им лютые страдания и не­повинную смерть и все такое прочее?.. Это совсем не так, возлюбленные братия и сестры. В том и есть их победа, что они силой своей веры претерпели все му­чения, все испытания и получили венцы вечной сла­вы. В этом великая победа нашей веры.

Будем, возлюбленные, особенно вчитываться в жи­тия святых мучеников и мучениц. Чаще всего это бы­ли люди некрепкие, порой совсем юные, но они побе­дили немощь плоти силой своего духа. Будем пом­нить их подвиг, их крест. Это поможет нам, ободрит нас, малодушных, это особенно нужно и полезно нам сегодня — в пору духовного оскудения, в век многих достижений, но и многих искушений, во времена тя­желого крестоношения. Как ни тяжко, как ни скорб­но, но надо нести свой крест за Господом.

Будем молиться и говорить: «Господи, трудно нам, помоги. Мы хотим идти за Тобой, мы не хотим погиб­нуть, мы хотим исполнить Твою волю, сохранить верность Тебе!» Будем молиться и верить, что наш крест скорбей окажется нам во спасение. Понесем его со смирением, с покорностью, понесем вслед за Господом, зовущим нас. Он нам поможет и защитит, проведет через все жизненные испытания к победно­му концу. Ибо только этот путь правильный и вер­ный, хотя и узкий и скорбный, но воистину спаси­тельный. Господь Сам сказал: «Аз есмъ путь и истина и живот...» [8] Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 90-96


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 8, 34. 

[2] Мф. 11, 30.

[3] Мф. 10, 16.

[4] Откр. 5, 1.

[5] Откр. 5, 5.

[6] Откр. 17, 14.

[7] 19 сентября/ 2 октября.

[8] Ин. 14, 6.


STSL.Ru


13 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.