Возлюбленные братия и сестры! Господь наш Иисус Христос сегодня зовет нас за собой так, как никогда. Из Святого Евангелия вы слышали Его слова: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» [1].
Перед каждым из нас в жизни пролегают два разных пути. Один — за Христом — узкий, скорбный, путь лишений и гонений, но единственный, ведущий в вечную жизнь. А другой — широкий — путь мирской жизни, приятный такой, гладкий и заманчивый, и многие идут по нему, но конец его — погибель.
И Господь наш Иисус Христос, «не хотящий смерти грешника», всех нас призывает идти Его путем: «Иже кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». Этот путь всегда был тяжел, но особенно нелегок он в наши дни: зарастает он теперь тернием, непогода его размывает, он проходит по горам, над ущельями, через пропасти. Сколько искушений, сколько препятствий и опасностей встречается здесь, но Господь призывает отвергнуться себя и идти за Ним этим путем.
Отвергнуться себя... Святые отцы говорят, что это означает возненавидеть себя. Это для нас трудно, дорогие мои, потому что мы от природы любим себя и ищем благополучной, хорошей, спокойной жизни. В призыве Господа возненавидеть себя подразумевается возненавидеть свои грехи, свои порочные привычки, свою леность, свою болтливость, нечистоту свою и прочее. А для этого нам надо оглянуться на себя. Как мы оглядываем себя, когда у нас платье запятнанное, нечистое, и мы его скорее снимаем, так нам надо заглянуть в свою душу, и тогда мы увидим, что она, бедная, одета в рубище грехов и злых дел. Тогда только мы осознаем, сколько недостатков у нас в душе — грязи, греховных пятен, увидим, насколько она истрепана жизненными искушениями и падениями. Надо поспешить сбросить с себя это рубище, омыть слезами, заменить его светлой одеждой покаяния, надо начать внимательно следить за собой, за своими делами, мыслями, поступками и словами... Тогда мы поймем, что нам надо именно отвергнуться себя, возненавидеть себя в этом смысле. Нелегко это, но иного пути нет, дорогие мои.
Мало того, Господь призывает не только отвергнуться себя, но и взять свой крест. Как Сам Он, Спаситель наш, шел на Голгофу, неся тяжелый крест, крест наших беззаконий. От этой тяжести Он не раз падал, изнемогая, и не имел сил встать, а Его били, пинали, заставляли идти дальше. Он пронес крест этот до конца, до самой Голгофы, и ни словом не пороптал, не защитил Себя.
Дорогие мои, ведь мы все хотим спастись, и никто не хочет себе погибели, никто не хочет заслужить вечное наказание в геенских муках, в страшном огне адском, и, чтобы такого не случилось с нами, нам надо мириться со своим жизненным крестом. Крест — это многосемейность, крест — это беззащитное одиночество. Крест — это недоброе соседство. Крест — это непослушный сын или беспутная дочь. Крест — это пьяница-муж... И внешний крест — невзгод, и внутренний крест — духовных страданий, переживаний, болезней душевных, страстей. Ныне у нас их особенно много. А мы, дорогие мои, очень плохо несем свой крест: все недовольствуем, все ропщем, говорим: «Мне Господь дал тяжелый крест, другие вон легче живут», и всякое такое возникает у нас смущение, уныние, даже отчаяние. Так нести крест нельзя. Так крест будет для нас не орудием спасения, а погибели. Ведь два разбойника были распяты с Господом: один спасся, а другой погиб на своем кресте ропота, богохульства.
Есть крест спасительный, есть крест губительный, крест гордого непослушания, ропота, богоборчества. Сохрани Бог, избави Господь каждого от этого страшного креста!
Как хочется верить, хочется пожелать каждому из вас, дорогие мои, чтобы крест наш был нам во спасение, в примирение, в прославление и благодарение Бога.
Дорогие мои, есть кресты, которые ведут прямо в преисподнюю. Рассказывал один священник. Он служил в селе, и некоторые его прихожане домолились до того, что вовсе не давали ему прохода. Он был самый обыкновенный человек, но некоторые богомольцы, их можно назвать несчастными, привязались к нему, как к святому, только и искали возможность его увидеть, подойти, получить благословение. Он их наказывал, и от причастия отлучал, и вразумлял всячески, но все было бесполезно, ничто их не исправляло. И в дождь, и в зимнюю стужу они оставляли работу, молитву и часами дожидались его, терпели всякие тяготы, принимали всякие неприятности, ради своего упорства и личного желания, считая, что этим они служат Богу. Бывает, что люди берут на себя не свой, спасительный, крест, а крест губительный, крест разбойничий. Когда священник рассказывал о своем положении одному архиерею, тот сказал: «Как несчастны эти люди, которые оставили своего Господа и прилепились к смертному человеку, несчастны тем, что несут крест не своего спасения, а гибели...»
Хотелось бы, дорогие мои, чтобы каждый из вас нес крест своего спасения, прилепился бы всей душой к Господу Спасителю и со своим крестом до конца прошел тесным путем. Это тяжелый, повторяю, нелегкий путь: отвергнуться себя и взять крест, но необходимо это сделать, как бы крест ни был тяжек, как бы ни гнул к земле, как бы мы под ним ни падали, — надо все же идти за Господом.
Хотя и сказал Господь, что иго Мое благо, и бремя Мое легко [2], но путь этот тяжел, тяжел особенно для нас с вами, живущих в такое сложное и беспокойное время. И если спросить каждого из вас, все вы скажете, что жизнь тяжелая, что много грехов и еще больше скорбей, что спасение далеко от нас. Так многие считают и унывают, отчаиваются...
Дорогие мои, чтобы вам не погибнуть, скажу вам одну истину, которая должна нас укрепить: раз Господь нас зовет за Собой, Господь нам и поможет. Есть сила Христова, перед которой ничто не устоит. Когда Господь наш Иисус Христос посылал на проповедь Своих учеников, Он посылал их как овец среди волков [3] . Они были совсем беззащитны и одиноки среди враждебного языческого мира, но с ними была сила Христова, и Господь заповедал им не бояться, не стыдиться и не страшиться: их ничто не может погубить, ничто им не повредит, потому что их будет охранять сила божественного могущества. И они пошли среди язычников, безбоязненно проповедовали, творили чудеса, они победили мир кроткой проповедью Христова учения.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сколько бы кроткий христианин ни жил среди язычников, как овца среди волчьего стада, если он будет смиряться, то они не погубят, даже не коснутся его, потому что он имеет доброго, любящего, сильного Пастыря — Христа». Теперь люди обычно считают, что в жизни нет места смирению, что оно не приносит пользы, что смиренного обманут, унизят, «заклюют» вовсе. Это не верно, все совсем наоборот: чем смиреннее человек, чем скромнее и тише он живет, тем больше защищает его Господь и хранит. И чтобы твердо идти за Господом, нести крест свой, нам надо больше смиряться, надо со смирением и кротостью нести свои скорби. Наша сила во Христе. Мы — такие слабые и немощные, такие маловерные, ропотливые и сонливые, но мы пошли за Господом, сами пошли, мы идем за нашим добрым Пастырем, и Он нас защитит и не допустит хищным волкам расхитить малое Свое стадо.
Святой апостол Иоанн Богослов созерцал однажды дивное видение: он видел дивную, таинственную книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями [4], и никто ни на небе, ни на земле не мог ее прочитать, ни даже коснуться и открыть. И он много плакал о том, что не находилось никого достойного и сильного снять эти семь печатей. И был к нему голос: «Не плачь Иоанн, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» [5]. Он взглянул и увидел кроткого Агнца— Господа нашего Иисуса Христа. Он один был достойный взять и раскрыть книгу, в которой записаны были суды и пророчества Божии о вселенной. И в другой раз видел святой Иоанн страшного богохульного зверя со многими головами и рогами, с которым никто не мог сразиться. И опять ему сказано было: «... Агнец победит их» [6].
Дорогие мои, я это все говорю вам потому, что мы носим на груди крест Христов, в сердце — Самого Господа, а на себе — наш крест скорбей. И Господь нас непременно защитит, и покроет, и поможет идти нашим узким путем.
Сегодня совершается память святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта [7]. Двое из них — Трофим и Савватий, как кроткие овечки, были схвачены разъяренными язычниками, когда совершался бесовский языческий праздник и все приносили жертвы идолам. Их принуждали принести жертву, но они настолько сильно полюбили Господа, что не могли отказаться от Него. Над ними надругались, их терзали, били и строгали, в железных сапогах с гвоздями гоняли по городу — словом, мучили всячески, но они все терпели ради Господа.
А Доримедонт был сенатор в том городе. Он таил свою веру, но, видя мужество святых мучеников и то, с каким терпением и кротостью они переносили страдания, сказал себе: «Если бы не помогал им Бог, то не могли бы они вынести этих мук». Он встал со своего сенаторского места и объявил себя христианином, и все вместе они были замучены и убиты. Могут возразить: что же их-то Господь не защитил, не избавил от мук, попустил им лютые страдания и неповинную смерть и все такое прочее?.. Это совсем не так, возлюбленные братия и сестры. В том и есть их победа, что они силой своей веры претерпели все мучения, все испытания и получили венцы вечной славы. В этом великая победа нашей веры.
Будем, возлюбленные, особенно вчитываться в жития святых мучеников и мучениц. Чаще всего это были люди некрепкие, порой совсем юные, но они победили немощь плоти силой своего духа. Будем помнить их подвиг, их крест. Это поможет нам, ободрит нас, малодушных, это особенно нужно и полезно нам сегодня — в пору духовного оскудения, в век многих достижений, но и многих искушений, во времена тяжелого крестоношения. Как ни тяжко, как ни скорбно, но надо нести свой крест за Господом.
Будем молиться и говорить: «Господи, трудно нам, помоги. Мы хотим идти за Тобой, мы не хотим погибнуть, мы хотим исполнить Твою волю, сохранить верность Тебе!» Будем молиться и верить, что наш крест скорбей окажется нам во спасение. Понесем его со смирением, с покорностью, понесем вслед за Господом, зовущим нас. Он нам поможет и защитит, проведет через все жизненные испытания к победному концу. Ибо только этот путь правильный и верный, хотя и узкий и скорбный, но воистину спасительный. Господь Сам сказал: «Аз есмъ путь и истина и живот...» [8] Аминь.
Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 90-96
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Мф. 8, 34.
[2] Мф. 11, 30.
[3] Мф. 10, 16.
[4] Откр. 5, 1.
[5] Откр. 5, 5.
[6] Откр. 17, 14.
[7] 19 сентября/ 2 октября.
[8] Ин. 14, 6.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра