Доклад С.В. Гнутовой, представленный на научной конференции «Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве», проходившей 11-12 декабря 2013 г. в Москве.
Кресты-энколпионы XV - XVI веков с килевидным завершением нижней лопасти продолжили формирование основного типа наперсных крестов, появившихся в Московском княжестве в XIV столетии. Прототипом русских крестов с килевидным завершением бесспорно явился золотой крест- мощевик византийской работы рубежа XIV - XV веков по преданию подаренный патриархом Филофеем преподобному Сергию Радонежскому. Этот крест на протяжении многих столетий сохранялся и сохраняется доныне как святыня в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.
Иконография и форма крестов была разработана художниками-резчиками по дереву, вероятно, в мастерских Троице-Сергиевого монастыря. Затем эта типология проникает в ювелирное искусство, а впоследствии кресты подобной формы начинают массово тиражироваться в медном литье. Особенно редки находки отливок первоначального периода производства таких крестов.
Создание крестов-энколпионов с килевидным завершением явилось прямым следствием начала почитания преподобного Сергия Радонежского. После обретения его мощей в 1422 году почитание до того местночтимого святого начинает приобретать общерусский характер.
Возможно, одним из первых изображений преподобного Сергия в произведениях металлопластики был его образ на оборотной створке креста-мощевика, выполненный в технике гравировки. Святой представлен в полный рост со святыми архидиаконом Стефаном и Николаем Чудотворцем по сторонам, вверху изображены архангелы.
В связи со все возрастающим почитанием святого появилась необходимость создания нового типа креста- мощевика более простого и доступного в изготовлении - в технике литья. Резчиками была специально создана новая мастер-модель, позволившая тиражировать данный тип креста. Композиция его строга и лаконична, в нем нет излишней орнаментации: лицевая створка почти полностью заполнена фигурой распятого Спасителя, оборотную занимает ростовая фигура преподобного. Образ Сергия Радонежского на кресте стилистически близок к его шитой пелене, восходящей к первообразу святого. В ветвях креста расположены оплечные изображения архидиакона Стефана и святителя Николая. Подбор святых на кресте не случаен, вероятно, это связано с наличием в монастыре их мощей.
Кресты-энколпионы, прежде всего, предназначались для хранения мощей или так называемых «вторичных» реликвий, то есть, частиц облачения святого, частиц гроба и земли и др.
Впоследствии на смену крестам-мощевикам с образом преподобного Сергия Радонежского пришли двусторонние наперсные кресты с килевидным завершением, а также кресты-тельники с образом святого. В медном литье крайне редко встречаются изображения русских святых. Тем особенно ценна эта серия крестов, вышедших из мастерской Троице-Сергиевой Лавры.
Источник: С.В. Гнутова, Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 18-20
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра