Разъясняя подробно в письмах, как сестры должны идти к конечной цели своего жизненного подвига – спасению, отец Варнава и в устных беседах с ними дает немало самых полезных и благоразумных советов. Убеждая сестер стараться учиться молитве Иисусовой и денно и нощно прославлять Пречистую Богородицу, старец нередко приводил следующий замечательный рассказ, из коего видно, как велика награда и сколько великих искушений возникает у имеющих непрестанно в уме и сердце молитву Иисусову.
«Один благочестивый инок, – рассказывал старец, – старался научиться молитве Иисусовой и наконец после великих усилий приобрел этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова, коим всю жизнь нещадно поражал невидимых духов злобы. Не имея возможности лично приступить к подвижнику, лукавый враг поселил ненависть и злобу к нему в сердце другого брата-инока, который с той поры всячески старался вредить и досаждать своему брату.
Однажды в храме за утреней этот брат взглянул в сторону ненавидимого им инока и увидел, что возле него стоит прекрасная Жена в черном одеянии инокини и плетет венок из цветов, которых подле Нее лежит весьма много. Берет Она девять роз белых и десятую пунцовую и вплетает их в венок. При возгласе иеродиакона: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". Жена вдруг поднялась на воздух и увенчала инока сплетенным венком.
В ужасе брат этот пал на помост церковный. Затем, подойдя к иноку, увенчанному от руки Прекрасной Жены, упал пред ним на колени и умолял открыть ему, чем он так благоугодил Богу и Царице Небесной, что заслужил такую награду от Нее. Благочестивый инок-молитвенник с удивлением и смирением отвечал, что ничего за собой доброго не знает, кроме навыка к безмолвному творению молитвы Иисусовой. Он молился постоянно так: девять раз произносил молитву Иисусову и десятый – песнь Богородице.
Понял тут брат, почему Прекрасная Инокиня вплетала в венок через каждые девять белых роз одну пунцовую. Умилился он душою и просил благочестивого инока принять его к себе в ученики».
* * *
На вопросы некоторых сестер, обращающихся за благословением употреблять в пищу мясо по предписанию врачей для излечения той или другой болезни, старец строго внушал сестрам не следовать такому совету.
– Батюшка! Да что же делать-то, когда совсем нет сил нести даже самые легкие послушания, – возражали ему насельницы. – Ведь нам и самим тяжело подумать о мясной пище, да и так-то жить, не принося пользы для святой обители, отягощая собою лишь других, не хочется, болит об этом душа. Нам бы только поправить несколько свое здоровье, батюшка!
– Но мясной пищей вы, сестры, нисколько не поправите своего здоровья, если только еще его больше не расстроите. Здоровье – дар Божий. Но если оно по воле Божией отнято у нас, может быть, для спасения душ наших, то следует ли нам нарушать правила иноческого жития, установленные святыми отцами? Следует заботиться о том, чтобы, укрепив силы телесные, в то же самое время не расслабить сил душевных.
Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье и покое тела; должно стараться посильными трудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они лествица на небо.
Мне самому, сестры, врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, проживешь не более двух дней. Это было в первое время по вступлении моем в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии. Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его и вот остался жив.
Ведь Сама Матерь Божия, указывая одному иноку путь к спасению, заповедала не вкушать мяса. Усердно просил этот инок Царицу Небесную указать ему желанный путь, и Она, Владычица, явившись ему, сказала:
– Не ешь мяса, не пей вина, чаще молись Богу – и будешь спасен.
Итак, сестры, еще раз повторяю вам: не думайте получить здоровье только от питания мясом, ибо без воли Божией не поможет вам и мясо, а пожалуй, и повредит еще. Поэтому убедительно прошу вас, сестры, всегда и во всем полагайтесь на волю Божию, а не на свой человеческий разум, советующий вам, как и в сем случае, нарушением постановлений Святой Церкви принести себе якобы некоторую пользу. Святой апостол говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10); также сказано, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Господь да укрепит вас!
Из бесед с сестрами Иверского Выксунского монастыря
Источник: Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Житие, письма, духовные поучения. – 2-е изд. СТСЛ, 2012. - С. 407-410.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра